Николай Наседкин


КУЛЬТУРА И ИСКУССТВО

КУЛЬТУРА


Обложка

Снеговик шагает по театру

Что только не случается в предновогодние дни! Вот, к примеру, вздумалось одному Снеговику пойти в театр. Уж очень наслышан он был о нём. Ведь слепили Снеговика мальчишки и девчонки как раз на улице Гоголевской в Мичуринске, совсем невдалеке от городского театра драмы. А Снеговику-то от роду — без году неделя, он же из последнего снегопада был создан, так что всё ему внове, всё интересно. А тут ещё слышит от прохожих — театр, да театр! А ну-ка, думает, пойду и погляжу, что это за штуковина такая — театр.

Быстро сказка сказывается, да не скоро дело делается. Снеговик наш вместо парадного входа ввалился вдруг в театр через служебный вход. Он же ничегошеньки на свете ещё толком не знает. Вваливается, значит, топ-топ и заходит прямо в кабинет директора театра А. А. Жилицкого.

— Это к вам, — спрашивает с любопытством Снеговик Анатолия Аркадьевича, — столько народу каждый вечер по улице Гоголевской торопится?

— К нам, — нисколько не удивившись, отвечает директор. — Если конкретно, только в этом году спектакли нашего театра посмотрели 140 тысяч зрителей — больше, чем ожидалось.

— Как же так, — захлопал глазами-угольками Снеговик, — я слышал, у нас в Мичуринске даже столько жителей не наберётся. Откуда же зрители?

— Ну, во-первых, есть любители театра, которые приходят к нам в гости не однажды, — объяснил терпеливо А. А. Жилицкий. — А во-вторых, нас посмотрели более 40 тысяч сельских зрителей, да плюс к тому жители тех мест, где был наш театр летом на гастролях…

— Мне начинает нравиться ваш театр! —воскликнул Снеговик и попросил Анатолия Аркадьевича: — Расскажите мне, пожалуйста, о нём всё-всё.

Очень много интересного узнал Снеговик. Оказывается, Мичуринский театр был создан в 1897 году на самой респектабельной в то время улице Козлова — Гоголевской, так что нынче идёт его 88-й сезон. В 1913 году на месте прежнего, деревянного здания по эскизам А. Герасимова был воздвигнут прекрасный каменный дворец, который и доныне служит украшением города. Что интересно, первым спектаклем в новом здании был чеховский «Дядя Ваня» в постановке труппы МХАТа во главе с В. Качаловым. Вот так!

А какие артисты выходили и выходят на сцену Мичуринского театра драмы! Только за последние годы зрители аплодировали здесь искусству Т. Пельтцер, А. Папанова, А. Миронова, В. Ланового, Ю. Яковлева и многих других известнейших актеров.

— А как мичуринцы любят наших артистов! — продолжает, свой рассказ директор. — И лауреата Государственной премии заслуженного артиста РСФСР Ивана Николаевича Полянского, и заслуженную артистку РСФСР Валентину Тихоновну Ключанскую, и Бориса Николаевича Леонова, и молодых Сергея Левандовского и Людмилу Шеламову…

— А кто же у вас играет на Новый год роли Деда Мороза и Снегурочки? — деловито спросил Снеговик: как-никак судьба «родственников» его волновала.

— Эти чудесные роли у нас может отлично сыграть любой артист и любая артистка. Кстати, о Новом годе. Сейчас в театре полным ходом готовится спектакль «Маленькая Баба-Яга» — новогодняя сказка.

— Ой, как интересно! — воскликнул Снеговик. — Никогда не видел, как делается спектакль, да ещё сказочный. Можно посмотреть?

— Разумеется.

И вот Снеговик отправился в путешествие по театру.

Первым делом он попал в зрительный зал, где сидел всего лишь один человек — молодой режиссёр Вячеслав Мальцев, и на сцене шла репетиция — пели и плясали артисты.

— Городская Ведьма! Где же твой характер? Не вижу я характера! — закричал вдруг режиссёр и плотнее запахнул мохнатый шарф на шее. — Попрошу всё сначала…

Путешествие Снеговика по театру продолжалось.

— Здравствуйте! — встретила его хозяйка реквизиторского цеха Галина Николаевна Леденёва. — Сейчас я вам покажу свои богатства.

И показала! Снеговик не знал, на что смотреть — на старинную гусарскую саблю в позолоченных ножнах или на древнюю огромную книгу, которая «играет» в спектаклях все «роли» древних фолиантов? Одним словом, в этой не такой уж большой комнате можно было найти любую вещь. Какой бы длиннющий список ни представил постановщик очередного спектакля Галине Николаевне, она подберёт ему полный комплект реквизита. Уже 22 года работает она здесь, большинство вещей попадает к ней из других цехов, из бутафорского, например.

Заведующая этим цехом Г. Б. Марченко рассказала Снеговику, что она со своей помощницей, художницей Валей Умрихиной, может изготовить и изготовляет удивительные вещи — от яблока до рыцарских лат, от старинного подсвечника до мраморной колонны. Всё это из пенопласта, поролона, дерева, глины, папье-маше.

У Снеговика даже голова снежная от всех этих чудес закружилась. Но он всё же просунул свой нос-морковку в следующий цех — поделочный. Пахло в нём свежими стружками и столярным клеем. А два мастера-столяра Алексей Васильевич Шеин и Василий Никифорович Кострикин мастерили из досок нечто огромное и волшебное. Да это же пресс-папье такое громадное! А вот и книга великанская, и чернильница размером с бочку, и подсвечник чуть не под потолок! Оказалось, все эти сказочные вещи готовятся для спектакля «Маленькая Баба-Яга».

Много удивительного ещё видел в тот день Снеговик. Ведь в театре существуют ещё парикмахерский и костюмерный цехи, монтировочный цех… И когда Снеговику показалось, что он знает о театре всё, его поправили: самого главного, сказали ему, ты ещё не видел — спектакля.

И вот вечером наш герой попал в зрительный зал снова. Снеговик чуть не растаял от смеха и слёз. Вот тогда он по-настоящему и понял, что такое театр. Это — целый мир.

/1985/
_____________________
«Комсомольское знамя», 1985, 29 декабря.










© Наседкин Николай Николаевич, 2001


^ Наверх


Написать автору Facebook  ВКонтакте  Twitter  Одноклассники



Рейтинг@Mail.ru