Киносудьба певицы
Фильм «Пришла и говорю» вызывает разноречивые отклики,
споры зрителей. Одни высказываются «за», другие — «против». Чья же
точка зрения ближе к истине? Или эту ленту вообще невозможно однозначно
оценить?
Лично мне довелось в своё время прожить несколько часов
в очереди к кассе московского Театра эстрады, когда там проходил один
из традиционных осенних концертов Аллы Пугачёвой. Это было ещё до
первого появления певицы на киноэкране. Ещё тогда среди сотен
поклонников её таланта, томившихся в бесконечной веренице очереди,
можно было услышать — и не раз! — недоумение, почему, дескать, до сих
пор нет фильма с участием Аллы Пугачёвой? Сравнительно редкие её
появления на телеэкране, невероятная трудность попадания на концерты с
её участием — всё это создало буквально зрительский голод на искусство
самой популярной певицы..
И вот появляется художественный фильм «Женщина, которая
поёт». Посмотрели его, без преувеличения, миллионы зрителей. Мнения и в
критике, и в зрительской аудитории, конечно же, разделились. Мир Аллы
Пугачёвой издавна вызывает кардинально противоположные суждения.
Равнодушных к ее творчеству людей встретить довольно трудно. Многие
безоговорочно приняли фильм и присудили Алле Пугачёвой по итогам анкеты
журнала «Советский экран» звание лучшей актрисы года за роль Анны
Стрельцовой. Но нашлось немало и таких зрителей, которые недоумевали,
возмущались и раздражались: зачем, дескать, нужно было авторам фильма
сочинять художественный сценарий, когда лучше оставить в фильме одни
песни, и получится прекрасный киноконцерт? Сама Алла Пугачёва в
интервью не раз говорила о том, что не обольщается насчёт звания лучшей
актрисы года, что сама она не вполне удовлетворена фильмом «Женщина,
которая поёт» и ждёт новой встречи с кинематографом.
Увы, несколько лет киносудьба певицы складывалась не
очень-то удачно. Как известно, ей по ряду причин пришлось прервать
съёмки в фильме, который снимался по сценарию, написанному специально
для неё. Лента затем вышла на экран под названием «Душа» и с другой
популярной певицей (Софией Ротару) в главной роли. Потом любители
таланта Аллы Пугачёвой обрадовались было, узнав, что в фильме «Любовью
за любовь» (советская экранизация одной из пьес Шекспира) снимается
чуть ли не в главной роли их кумир. Но все это оказалось не более, чем
не совсем удачная шутка деятелей рекламы — Алла Пугачёва появилась на
экране всего лишь, можно сказать, на одно мгновение.
В этом году, наконец-то, сразу две ленты с её участием
начали свою жизнь на экранах страны. Причём концертные номера Аллы
Пугачёвой в фильме режиссёра Г. Юнгвальд-Хилькевича «Сезон чудес» можно
с полным основанием назвать своеобразной генеральной репетицией певицы
перед фильмом режиссёра Н. Ардашникова «Пришла и говорю». Или даже так:
небольшая роль в «Сезоне чудес», как бы — предисловие к последнему
фильму, его составная часть.
Теперь, кратко вспомнив кинобиографию певицы, нетрудно
понять, что появление ленты «Пришла и говорю» было давно ожидаемым,
закономерным и, если можно так выразиться, неизбежным событием в мире
Аллы Пугачёвой.
Что же, на мой взгляд, самое ценное в ленте то, что без
всяких сочинений искусственного сюжета нам показали сегодняшний день
популярной певицы.
Вот что сказал об этом сам режиссёр фильма Наум
Ардашников: «Снимая фильм об Алле Пугачёвой, мы не хотели придумывать
сюжета, так как образ замечательной певицы очень интересен сам по себе.
Её песни не существуют отдельно от актрисы, в них вся её жизнь и
внутреннее духовное богатство, которые мы пытались отобразить на
экране, и если нам это удалось, то в главном мы всё же обязаны таланту
Аллы Пугачёвой, её страстности художника, её одержимости работой и
музыкой, её любви к искусству и кинематографу, к которому она
испытывает особые симпатии».
Может показаться, что некоторые песни Пугачёвой,
включённые в фильм, вызывающе эмоциональны, демонстративно
темпераментны. Но это же строчки творческой биографии певицы.
Многие почитатели таланта Аллы Борисовны знают, что в
последнее время она в более спокойных тонах, так сказать, режиссирует
свои концерты. Кому приходилось бывать на её программе «Монологи
певицы», представляют, как «строго» может выступать Алла Пугачёва. Да и
в её последнем по времени гала-концерте «Пришла и говорю» в
многотысячном зале спорткомплекса «Олимпийский», красочном, грандиозном
и зрелищном, экстравагантностей меньше, чем в одноимённом фильме.
Вот оно словечко — экстравагантность, которое иные
зрители и слушатели пытаются перевести как вульгарность, словно
забывая, что точнее перевод с французского этого слова —
своеобразность, привлекающая внимание своей необычностью. Конечно,
необычностей в фильме «Пришла и говорю» немало. Алла Пугачёва, которая,
несомненно, вместе со сценаристом И. Резником и режиссёром Н.
Ардашниковым обговаривала содержание всех сцен и эпизодов, решила в
одной этой ленте сконцентрировать в какой-то мере всю свою уже
десятилетнюю жизнь в качестве эстрадной звезды. А если учесть, что
подавляющее большинство из пятнадцати песенных монологов, составивших
фильм-концерт, — личного содержания, выражают и рисуют судьбу певицы
(несмотря на то, что тексты песен принадлежат не только самой Алле
Пугачёвой, но и Б. Ахмадулиной, И. Резнику, другим поэтам), то накал
эмоций и в строе фильма, и в песнях вполне понятен и оправдан.
Одним словом, на экране — живая Алла Пугачёва. Она, как
и всегда, с предельной откровенностью, я бы сказал, бесстрашно, не
боясь пошлых усмешек, рассказывает о своей жизни, о себе. А тот из
зрителей, кто не заметит горько-иронической улыбки во время «клоунады»
певицы — тот не разглядит её душу, не воспримет её истинный образ. Как
будто говорит иными эпизодами фильма Алла Пугачева: «Обо мне ходит
немало нелепых слухов: так смотрите, я и правда умею “откаблучивать”.
Говорят, что жизнь звезды протекает в праздничной обстановке: глядите,
и правда — «мерседесы», белые рояли, цветы с корзинами, аплодисменты
бурные и поклонников толпы»… Но ведь в картине очень явно показан и
каторжный труд певицы, и неимоверная тяжесть груза популярности…
Можно много ещё размышлять об этом фильме, о судьбе
певицы, о песнях — таких разных, интересных, но в то же время
воспринимаемых как единый, цельный и страстный монолог Аллы Пугачёвой —
композитора и исполнительницы. Скажу только ещё об одном существенном
моменте. Популярность Аллы Борисовны явление признанное. По полному
праву носит она почётное звание народной артистки РСФСР. Причём возраст
поклонников её таланта безграничен: от младших школьников до седовласых
ветеранов.
Итак, последний фильм в киносудьбе Аллы Пугачёвой пока,
на мой взгляд, и самый удачный. Будем ждать следующего.
/1985/
_____________________
«Комсомольское
знамя»,
1985, 6 декабря.
|