Николай Наседкин


КУЛЬТУРА И ИСКУССТВО

КУЛЬТУРА


Обложка

Весёлая сказка любви

Началась традиционная Всесоюзная неделя «Театр — детям и юношеству». В ходе её ребята увидят новую постановку облдрамтеатра имени А. В. Луначарского по сказке П. Панчева «Бонна и четыре жениха».

Давайте сразу договоримся: не будем новый спектакль просвечивать рентгеном театроведческого анализа. Ведь вам, ребята (а я обращаюсь в первую очередь именно к юным зрителям), все эти чересчур серьёзные вещи не так уж интересны и важны. Главное — впечатления. Вот — давайте о впечатлениях и поговорим.

Сразу предупреждаю: скучать и грустить на спектакле не придётся. Весёлая сказочность пронизывает всю постановку с первой минуты до последней.

Ну, хотя бы: только осветится сцена, как вы, зрители, перенесётесь через сотни километров и очутитесь в солнечной Болгарии. Какую красивую и нарядную деревню Близнецово увидите вы: светлые хатки, гнездо с аистом над крышей, алый перец и не менее алые розы кругом — даже добродушная бурёнка аппетитно кушает вкусные цветы.

А теперь, пока за сценой зазвучали первые такты весёлой музыки, посмотрите ещё раз внимательно в программку. Итак, автор сказки — болгарский писатель Панчо Панчев, и уже из её названия ясно, что речь здесь идет о сказочном чувстве любви. Читаем дальше определение жанра: музыкальная сказка в двух действиях. Значит, в спектакле много музыки, танцев и песен? Точно. А музыку написал известный советский композитор Алексей Рыбников.

Стоп. Пока мы увлеклись изучением программки, медленно гаснет свет, и первое действие начинается. На сцене появляется и лихо отплясывает бабушка-бабуся. Впрочем, стойте, разве бывают такие молодые, такие симпатичные и такие резвые бабуси? В сказках всё бывает. Тем более, что бабушка это не просто бабушка, а ещё и — правильно! — добрая колдунья. Она и станет вашим экскурсоводом по сказочной истории, своими прибаутками и репликами комментируя ход событий.

История же эта проста, как само счастье. Жил-был человек и было у него четыре сына-близнеца. И влюбились они, как водится, в одну девушку — красавицу Бонку. Кому же из четверых эта прекрасная принцесса из деревни Близнецово отдаст своё сердечко? Конечно же, самому лучшему и прекрасному…

Но о каком выборе может идти речь, если все четверо братьев абсолютно на одно лицо? Даже родной отец отличает их друг от друга лишь… по цвету шапок. Кстати, их и зовут-то все односельчане «шапочно» — Белыш, Пестряк, Черныш и Рыжик. Так вот, если все они одинаковы на внешность, то и, кажется, выбирай любого. Как вы понимаете, я выражаю сейчас мнение тех молодых людей, которые считают главным мерилом в любви — внешность. Дескать, если ты красив, я в тебя влюблюсь. А остальные человеческие качества, мол, не столь уж и важны.

Да, любовь начинается зачастую с первого взгляда. Но ведь есть и другая мудрая поговорка: мужа (жену) выбирай — по доброй славе. А слава добрая зарабатывается хорошими, честными поступками, доброй жизнью. Одним словом, не знаю, как уж так получилось (опять — сказочность), только братья, словно четыре капли росы друг на друга похожие, у одних и тех же родителей воспитанные, вдруг по характерам и душевным качествам настолько оказались разными, что красавице Бонке свой выбор сделать оказалось совсем не сложно.

Зачем ей нужен глупый ветреник? К чему ей выходить замуж за жадину и плута? Нужен ли такой хорошей девушке в мужья разбойник и грабитель? Нет, нет и ещё раз нет. Лишь один из братьев выдержал с честью испытания. Лишь один из четырёх оказался добрым молодцем в полном смысле этого слова и как награду получил в финале сказки доброе сердце и прекрасную руку Бонки. А вот кто — Белыш? Черныш? Пестряк? Рыжик? Этого я говорить не буду — узнаете сами. А то кто-нибудь ненароком ещё в первом действии крикнет из зрительного зала Бонке, кого из братьев ей выбрать, какой же интерес после этого будет дальше смотреть?

В этом плане стоит сказать ещё об одной загадке. Дело в том, что в труппе театра имени А. В. Луначарского, как всем известно, нет четырёх братьев-близнецов или хотя бы похожих друг на друга артистов. С другой стороны, все четверо сказочных братьев в спектакле удивительно походят не только один на другого, но и все вместе — на молодого артиста Андрея Яцевича. Неужели он один играет эти четыре такие непохожие по характеру роли? Как ему это удается? Находясь в зрительном зале, вы убедитесь, что волшебство это очень даже хорошо получается у А. Яцевича. Как? Секрет довольно прост и станет вам известен опять же в самом конце спектакля.

А вот артистка Елена Тюрганова, которая исполняет также не одну, а сразу две роли — красавицы Бонки и её «двойника» паренька Бончо, — совсем почти не скрывается за волшебством превращений. Находясь в облике Бончо, она может «отстегнуть» со своего лица усы и снять шапку со своей девичьей прически, напоминая зрителям, что это она — Бонка.

И в конце ещё чуть об игре. Она стала своеобразным действующим лицом новой постановки облдрамтеатра. Имеется в виду игра во всём: и постановщик Леонид Эйдлин, и художник Нина Золотарёва, и балетмейстер Ирина Замуруева, и исполнители ролей — все они предлагают зрителям спектакль-игру. Поиграем в сказку? Пожалуйста! И вот уже в игрушечном доме можно жить, на игрушечном ослике ездить, можно показать на сцене целиком болгарскую деревеньку Близнецово и тут же, рядом, кусочек громадного Парижа…

Короче, много выдумки, фантазии, остроумия вложено в этот спектакль о человеческом счастье. Потому-то и можно смело утверждать, что скучать и грустить на нём не придётся. Впечатления — светлые и весёлые.

/1985/
_____________________
«Комсомольское знамя», 1985, 24 ноября.










© Наседкин Николай Николаевич, 2001


^ Наверх


Написать автору Facebook  ВКонтакте  Twitter  Одноклассники



Рейтинг@Mail.ru