Весёлая сказка любви
Началась традиционная Всесоюзная неделя «Театр — детям и
юношеству». В ходе её ребята увидят новую постановку облдрамтеатра
имени А. В. Луначарского по сказке П. Панчева «Бонна и четыре жениха».
Давайте сразу договоримся: не будем новый спектакль
просвечивать рентгеном театроведческого анализа. Ведь вам, ребята (а я
обращаюсь в первую очередь именно к юным зрителям), все эти чересчур
серьёзные вещи не так уж интересны и важны. Главное — впечатления. Вот
— давайте о впечатлениях и поговорим.
Сразу предупреждаю: скучать и грустить на спектакле не
придётся. Весёлая сказочность пронизывает всю постановку с первой
минуты до последней.
Ну, хотя бы: только осветится сцена, как вы, зрители,
перенесётесь через сотни километров и очутитесь в солнечной Болгарии.
Какую красивую и нарядную деревню Близнецово увидите вы: светлые хатки,
гнездо с аистом над крышей, алый перец и не менее алые розы кругом —
даже добродушная бурёнка аппетитно кушает вкусные цветы.
А теперь, пока за сценой зазвучали первые такты весёлой
музыки, посмотрите ещё раз внимательно в программку. Итак, автор сказки
— болгарский писатель Панчо Панчев, и уже из её названия ясно, что речь
здесь идет о сказочном чувстве любви. Читаем дальше определение жанра:
музыкальная сказка в двух действиях. Значит, в спектакле много музыки,
танцев и песен? Точно. А музыку написал известный советский композитор
Алексей Рыбников.
Стоп. Пока мы увлеклись изучением программки, медленно
гаснет свет, и первое действие начинается. На сцене появляется и лихо
отплясывает бабушка-бабуся. Впрочем, стойте, разве бывают такие
молодые, такие симпатичные и такие резвые бабуси? В сказках всё бывает.
Тем более, что бабушка это не просто бабушка, а ещё и — правильно! —
добрая колдунья. Она и станет вашим экскурсоводом по сказочной истории,
своими прибаутками и репликами комментируя ход событий.
История же эта проста, как само счастье. Жил-был человек
и было у него четыре сына-близнеца. И влюбились они, как водится, в
одну девушку — красавицу Бонку. Кому же из четверых эта прекрасная
принцесса из деревни Близнецово отдаст своё сердечко? Конечно же,
самому лучшему и прекрасному…
Но о каком выборе может идти речь, если все четверо
братьев абсолютно на одно лицо? Даже родной отец отличает их друг от
друга лишь… по цвету шапок. Кстати, их и зовут-то все односельчане
«шапочно» — Белыш, Пестряк, Черныш и Рыжик. Так вот, если все они
одинаковы на внешность, то и, кажется, выбирай любого. Как вы
понимаете, я выражаю сейчас мнение тех молодых людей, которые считают
главным мерилом в любви — внешность. Дескать, если ты красив, я в тебя
влюблюсь. А остальные человеческие качества, мол, не столь уж и важны.
Да, любовь начинается зачастую с первого взгляда. Но
ведь есть и другая мудрая поговорка: мужа (жену) выбирай — по доброй
славе. А слава добрая зарабатывается хорошими, честными поступками,
доброй жизнью. Одним словом, не знаю, как уж так получилось (опять —
сказочность), только братья, словно четыре капли росы друг на друга
похожие, у одних и тех же родителей воспитанные, вдруг по характерам и
душевным качествам настолько оказались разными, что красавице Бонке
свой выбор сделать оказалось совсем не сложно.
Зачем ей нужен глупый ветреник? К чему ей выходить замуж
за жадину и плута? Нужен ли такой хорошей девушке в мужья разбойник и
грабитель? Нет, нет и ещё раз нет. Лишь один из братьев выдержал с
честью испытания. Лишь один из четырёх оказался добрым молодцем в
полном смысле этого слова и как награду получил в финале сказки доброе
сердце и прекрасную руку Бонки. А вот кто — Белыш? Черныш? Пестряк?
Рыжик? Этого я говорить не буду — узнаете сами. А то кто-нибудь
ненароком ещё в первом действии крикнет из зрительного зала Бонке, кого
из братьев ей выбрать, какой же интерес после этого будет дальше
смотреть?
В этом плане стоит сказать ещё об одной загадке. Дело в
том, что в труппе театра имени А. В. Луначарского, как всем известно,
нет четырёх братьев-близнецов или хотя бы похожих друг на друга
артистов. С другой стороны, все четверо сказочных братьев в спектакле
удивительно походят не только один на другого, но и все вместе — на
молодого артиста Андрея Яцевича. Неужели он один играет эти четыре
такие непохожие по характеру роли? Как ему это удается? Находясь в
зрительном зале, вы убедитесь, что волшебство это очень даже хорошо
получается у А. Яцевича. Как? Секрет довольно прост и станет вам
известен опять же в самом конце спектакля.
А вот артистка Елена Тюрганова, которая исполняет также
не одну, а сразу две роли — красавицы Бонки и её «двойника» паренька
Бончо, — совсем почти не скрывается за волшебством превращений.
Находясь в облике Бончо, она может «отстегнуть» со своего лица усы и
снять шапку со своей девичьей прически, напоминая зрителям, что это она
— Бонка.
И в конце ещё чуть об игре. Она стала своеобразным
действующим лицом новой постановки облдрамтеатра. Имеется в виду игра
во всём: и постановщик Леонид Эйдлин, и художник Нина Золотарёва, и
балетмейстер Ирина Замуруева, и исполнители ролей — все они
предлагают зрителям спектакль-игру. Поиграем в сказку? Пожалуйста! И
вот уже в игрушечном доме можно жить, на игрушечном ослике ездить,
можно показать на сцене целиком болгарскую деревеньку Близнецово и тут
же, рядом, кусочек громадного Парижа…
Короче, много выдумки, фантазии, остроумия вложено в
этот спектакль о человеческом счастье. Потому-то и можно смело
утверждать, что скучать и грустить на нём не придётся. Впечатления —
светлые и весёлые.
/1985/
_____________________
«Комсомольское
знамя»,
1985, 24 ноября.
|