Без финала
Столпотворение. Именно этим словом можно обозначить то,
что происходило в зрительном зале областного театра драмы имени А. В.
Луначарского на первом вечернем представлении липецких артистов.
Признаюсь, давненько не приходилось видеть переполненный зал и
подставленные в проходах стулья для зрителей. И тогда, на старте
гастролей, и сейчас, ближе к финалу, совершенно ясно, что труппа
Липецкого драматического театра имени Л. Н. Толстого оправдала в полной
мере ожидания тамбовской публики.
Поразили нас сразу, естественно, смелость и необычность
постановки «А поутру они проснулись…» по повести для театра лауреата
Ленинской премии, Государственных премий СССР и РСФСР В. Шукшина. Сама
по себе литературная основа спектакля способна вызвать громадный
интерес. Достаточно сказать, что все события происходят… в
медвытрезвителе. Что могли мы знать об этом «заведении», внешний вид
которого и «содержание» предстали перед нами на сцене? Эти белые
казённые койки, эти обрюзгшие, небритые и апатичные или нервные люди с
трясущимися руками… Вроде бы никакой эстетики (театральности) не может
быть в теме, поднятой в произведении В. Шукшина и спектакле. Но это
только на первый взгляд: как известно, для искусства нет запретных тем.
И размышления «о самом главном — о человеке, о душе человеческой», по
определению самого писателя, — вот суть содержания спектакля с таким
необычным и даже шокирующим поначалу антуражем на сцене.
Сценография постановки решена предельно лаконично и в
иные моменты даже условно. (Осуществлена она под руководством И.
Райхельгауза). Неизменной на всём протяжении действия остаётся внешняя
атрибутика, а вставные сценки-истории разыгрываются прямо здесь же, в
палате медвытрезвителя, между белых коек, и герои в этих случаях даже
не переодеваются в другие костюмы, так и играют в белых
простынях-накидках. Эта непрерывность и условность показа событий
напоминает страстный рассказ-монолог самого В. Шукшина о таких разных и
так похожих друг на друга судьбах героев произведения. Разные причины и
обстоятельства привели их в эту неуютную комнату, но именно она
объединила почти всех их, выявила в их судьбах точку соприкосновения —
пьянство.
Их семеро. Впервые и случайно очутился в подобных
обстоятельствах интеллигент Очкарик (артист С. Калёнов), выбитый из
обычной колеи коварством и изменой любимой женщины. Совсем нелепо попал
в вытрезвитель Молчаливый (Ю. Шапиро), попытавшийся противостоять
хамству, людскому равнодушию и потерпевший поражение. Это один из
наиболее типичных шукшинских героев, близкий писателю по духу и,
кстати, появившийся в повести для театра в несколько преображенном виде
из прекрасного рассказа «Обида».
Для других же, чувствуется, вытрезвитель — довольно
привычная среда обитания. Философски к своему положению относится
Сантехник (засл. артист РСФСР В. Пономарёв), который свою бойлерную
превратил в нечто вроде исповедальни с алкогольным баром для
высокопоставленных жильцов дома и нечаянно переборщил с
исповедью-выпивкой. С юмором относится ко всему Сухонький (Н. Чебыкин),
бестолково нервничает по пустякам Нервный (А. Магдалинин), апатично и
отстранённо ведёт себя Мрачный (П. Тямушев), смешит всех своей
простотой и наивностью Тракторист (В. Свешников)…
В монологах-исповедях этих «антигероев», монологах
веселых и нелепых, грустных и страшных, слышится подлинный трагизм,
если можно так выразиться, неблагополучных судеб. В. Шукшин
признавался, что хотел показать их всех в смешном виде, но по мере
работы над материалом вдруг ощутил, что тема эта — страшная. И всё же
смех то и дело вспыхивает в зале, но смех этот гоголевский, тот самый,
«сквозь слёзы».
У коллектива липецкого театра есть характерная
особенность — любую самую серьёзную и злободневную тему артисты и
режиссёр умеют преподать сквозь призму смеха. Может быть, смеха и
несколько многовато в спектакле «А поутру они проснулись…», но липчане,
видимо, доверяют зрителю и надеются, что он не воспримет спектакль как
развлекательную комедию, не пропустит мимо души поставленные в нём
вопросы.
Связь театра с жизнью… Трудно представить себе более
злободневную, наболевшую и тревожную тему, чем в этом спектакле. Каждый
вечер мы видим на улицах, в магазинах, кинотеатрах шатающихся людей с
бессмысленным взглядом. Каждую ночь медвытрезвители в городах
заполняются «клиентами». Всё новые и новые подростки ставятся на учёт в
инспекциях по делам несовершеннолетних из-за употребления спиртного…
Что с ними делать? Как бороться с этим страшным
явлением? Василий Макарович Шукшин не знал, чем завершить пьесу и не
успел этого сделать. Не знают этого и липецкие артисты — спектакль так
и остался без финала…
Подчёркиваю — не с так называемым открытым финалом, а
без финала вовсе. Но несмотря на это, авторы постановки главную задачу
свою выполнили. «Не надо скрывать от человека, каков он. Надо говорить
не сильно подслащённые комплименты, а полную правду, какой бы горькой и
жестокой она не была». В этих словах В. Шукшина — ключ к пониманию
смысла и значения данной работы липецкого театра.
/1984/
_____________________
«Комсомольское
знамя»,
1984, 6 апреля.
|