Николай Наседкин


КУЛЬТУРА И ИСКУССТВО

КУЛЬТУРА


Обложка

Без финала

Столпотворение. Именно этим словом можно обозначить то, что происходило в зрительном зале областного театра драмы имени А. В. Луначарского на первом вечернем представлении липецких артистов. Признаюсь, давненько не приходилось видеть переполненный зал и подставленные в проходах стулья для зрителей. И тогда, на старте гастролей, и сейчас, ближе к финалу, совершенно ясно, что труппа Липецкого драматического театра имени Л. Н. Толстого оправдала в полной мере ожидания тамбовской публики.

Поразили нас сразу, естественно, смелость и необычность постановки «А поутру они проснулись…» по повести для театра лауреата Ленинской премии, Государственных премий СССР и РСФСР В. Шукшина. Сама по себе литературная основа спектакля способна вызвать громадный интерес. Достаточно сказать, что все события происходят… в медвытрезвителе. Что могли мы знать об этом «заведении», внешний вид которого и «содержание» предстали перед нами на сцене? Эти белые казённые койки, эти обрюзгшие, небритые и апатичные или нервные люди с трясущимися руками… Вроде бы никакой эстетики (театральности) не может быть в теме, поднятой в произведении В. Шукшина и спектакле. Но это только на первый взгляд: как известно, для искусства нет запретных тем. И размышления «о самом главном — о человеке, о душе человеческой», по определению самого писателя, — вот суть содержания спектакля с таким необычным и даже шокирующим поначалу антуражем на сцене.

Сценография постановки решена предельно лаконично и в иные моменты даже условно. (Осуществлена она под руководством И. Райхельгауза). Неизменной на всём протяжении действия остаётся внешняя атрибутика, а вставные сценки-истории разыгрываются прямо здесь же, в палате медвытрезвителя, между белых коек, и герои в этих случаях даже не переодеваются в другие костюмы, так и играют в белых простынях-накидках. Эта непрерывность и условность показа событий напоминает страстный рассказ-монолог самого В. Шукшина о таких разных и так похожих друг на друга судьбах героев произведения. Разные причины и обстоятельства привели их в эту неуютную комнату, но именно она объединила почти всех их, выявила в их судьбах точку соприкосновения — пьянство.

Их семеро. Впервые и случайно очутился в подобных обстоятельствах интеллигент Очкарик (артист С. Калёнов), выбитый из обычной колеи коварством и изменой любимой женщины. Совсем нелепо попал в вытрезвитель Молчаливый (Ю. Шапиро), попытавшийся противостоять хамству, людскому равнодушию и потерпевший поражение. Это один из наиболее типичных шукшинских героев, близкий писателю по духу и, кстати, появившийся в повести для театра в несколько преображенном виде из прекрасного рассказа «Обида».

Для других же, чувствуется, вытрезвитель — довольно привычная среда обитания. Философски к своему положению относится Сантехник (засл. артист РСФСР В. Пономарёв), который свою бойлерную превратил в нечто вроде исповедальни с алкогольным баром для высокопоставленных жильцов дома и нечаянно переборщил с исповедью-выпивкой. С юмором относится ко всему Сухонький (Н. Чебыкин), бестолково нервничает по пустякам Нервный (А. Магдалинин), апатично и отстранённо ведёт себя Мрачный (П. Тямушев), смешит всех своей простотой и наивностью Тракторист (В. Свешников)…

В монологах-исповедях этих «антигероев», монологах веселых и нелепых, грустных и страшных, слышится подлинный трагизм, если можно так выразиться, неблагополучных судеб. В. Шукшин признавался, что хотел показать их всех в смешном виде, но по мере работы над материалом вдруг ощутил, что тема эта — страшная. И всё же смех то и дело вспыхивает в зале, но смех этот гоголевский, тот самый, «сквозь слёзы».

У коллектива липецкого театра есть характерная особенность — любую самую серьёзную и злободневную тему артисты и режиссёр умеют преподать сквозь призму смеха. Может быть, смеха и несколько многовато в спектакле «А поутру они проснулись…», но липчане, видимо, доверяют зрителю и надеются, что он не воспримет спектакль как развлекательную комедию, не пропустит мимо души поставленные в нём вопросы.

Связь театра с жизнью… Трудно представить себе более злободневную, наболевшую и тревожную тему, чем в этом спектакле. Каждый вечер мы видим на улицах, в магазинах, кинотеатрах шатающихся людей с бессмысленным взглядом. Каждую ночь медвытрезвители в городах заполняются «клиентами». Всё новые и новые подростки ставятся на учёт в инспекциях по делам несовершеннолетних из-за употребления спиртного…

Что с ними делать? Как бороться с этим страшным явлением? Василий Макарович Шукшин не знал, чем завершить пьесу и не успел этого сделать. Не знают этого и липецкие артисты — спектакль так и остался без финала…

Подчёркиваю — не с так называемым открытым финалом, а без финала вовсе. Но несмотря на это, авторы постановки главную задачу свою выполнили. «Не надо скрывать от человека, каков он. Надо говорить не сильно подслащённые комплименты, а полную правду, какой бы горькой и жестокой она не была». В этих словах В. Шукшина — ключ к пониманию смысла и значения данной работы липецкого театра.

/1984/
_____________________
«Комсомольское знамя», 1984, 6 апреля.










© Наседкин Николай Николаевич, 2001


^ Наверх


Написать автору Facebook  ВКонтакте  Twitter  Одноклассники



Рейтинг@Mail.ru