Молодость таланта
Размах соболиных бровей, глаза с таинственным и лукавым
блеском, словно драгоценные агаты, обворожительная улыбка открывает
жемчужный ряд зубов, пышные кружева платья кокетливо приоткрывают
точёную шею, изящная фигурка перетянута в тонкой талии ярким пояском…
Такой увидел лично я впервые Елену Тюрганову в роли
Сильветты из спектакля «Романтики» по пьесе Ростана.
Сведённые в напряжённом строгом раздумье брови, в
глазах, потемневших от усталости, мерцают непреклонная решимость и
ненависть к врагу, губы плотно сжаты, колючая шаль укутывает голову,
шею, плечи, бесформенная телогрейка военного образца, кирзовые сапоги
неумолимо старят…
Такой предстала Лена в роли Зоси из постановки по
повести В. Быкова «Пойти и не вернуться».
Контраст поразительный. Но больше того: несколько раз
увидев Тюрганову в одной и той же роли — жены Державина — в спектакле
«Что есть истина…», я убедился, что и в рамках одного образа она
постоянно меняется. Нельзя сказать, что лучше или хуже играет, просто
сегодня, к примеру, Катенька Державина чуть оживлённее, назавтра она
может быть задумчивее, появится какой-то новый жест, и так,
по-видимому, до бесконечности.
— А как же иначе? — говорит Лена. — Ведь если
штамповать каждый вечер один и тот же застывший образ, то это будет уже
не творчество, а просто-напросто ремесленничество.
Убеждение это сформировалось в её душе ещё за годы
ученичества во многом под влиянием преподавателя Ростовского училища
искусств М. М. Ваховского. Кстати, многие тамбовчане должны помнить и
знать этого интересного человека по работе его главным режиссером
театра имени А. В. Луначарского. Не случайно, видимо, Лена Тюрганова
оказалась после окончания училища в Тамбове…
Впрочем, я забегаю вперёд, надо хотя бы вкратце
рассказать о рождении мечты. Восемь классов Лена оканчивала в Темрюке.
Удивительный город! Направо, как говорится, пойдёшь — к Азовскому морю
придёшь, налево поедешь — до Чёрного моря рукой подать, а через сам
город течёт полноводная красавица Кубань. Уютный Темрюк утопает большую
часть года в цветах, бархатится виноградниками. Райский уголок, одним
словом. Только, вот беда, нет в этом районном городке своего театра. А
Лена с детства всерьёз «болела» мечтой о сцене. Мало ли, можно
подумать, провинциальных девчонок мнят себя будущими киноактрисами,
сорвав первые аплодисменты зрителей в самодеятельных концертах. У Лены
Тюргановой к лёгким крыльям тривиальной мечты был словно бы подвешен
сильный двигатель целеустремленного, решительного не по возрасту
характера.
Она вообще очень внутренне сильный человек и в жизни, и
в творчестве, что при внешней хрупкости её облика не может не вызывать
уважения. А трудностей в жизни Лене хватало. У выпускников театральных
учебных заведений экзамены не кончаются с получением диплома. Главное
испытание — дебют на сцене. И вот Лена, будучи молодой мамой с грудным
сынишкой на руках, сумела сдать экстерном все выпускные экзамены. У неё
хватило самообладания долго ждать вызова из Тамбова, где уже был
зачислен в труппу её муж, Анатолий Гаврилюк, и за удивительно сжатый
срок подготовить роль Машеньки из одноимённой пьесы А. Афиногенова.
Роль, как принято скромно говорить в театральном мире, получилась.
Е. Тюрганова играет много и напряжённо: после Машеньки —
Нину в «Нравоучении с гитарой» А. Вампилова, Анну в «Древе жизни» Д.
Матковски, сказочную Белоснежку, Сильветту, Зосю, Катеньку Державину…
Её уже знают, ценят и любят зрители, она получает, можно сказать, и
общественное признание — становится в 1981 году лауреатом областного
смотра-конкурса артистической молодёжи.
Мне, да, наверное, и каждому из нас всегда интересно —
каков артист не на сцене, а в обыденной жизни. Сама Лена говорит, что
на сцене она совсем, совсем другая. И правда, в повседневности она чуть
спокойнее Сильветты, чуть оживлённее Зоси, а в общем — всегда
обаятельная, милая, скромная женщина, заботливая мать и жена. А по
большому счёту — перспективная и многообещающая артистка.
/1984/
_____________________
«Комсомольское
знамя»,
1984, 7 марта.
|