Николай Наседкин


КУЛЬТУРА И ИСКУССТВО

КУЛЬТУРА


Обложка

Насреддин в… Тамбове

Насреддин — в Бухаре! Ходжа Насреддин — в Бухаре!.. В ужасе богач Нурбек и начальник дворцовой стражи Мухтар-Бек, в глубокой тоске Визирь, трясётся от страха даже сам «солнцеликий» Эмир… А нам с вами смешно. Да и как же иначе может быть, если лукавый Ходжа Насреддин — добрый наш друг с детства, и к тому же на сцене идёт водевиль, где он — главный герой.

Остроумную пьесу В. Константинова и Б. Рацера «Последняя любовь Насреддина» можно назвать ленинградским «уловом» нашего театра. Именно во время ленинградских гастролей в прошлом году обратили внимание тамбовские артисты на это произведение известных ленинградских драматургов. Именно такой постановки — зрелищной, насыщенной юмором, музыкой, песнями, танцами, — ждали уже давно зрители. Можно представить себе, какой богатейший материал был у драматургов в распоряжении — сборники анекдотов об эпическом герое восточного фольклора, знаменитая книга Л. Соловьёва «Повесть о Ходже Насреддине». Не все отобранные для сюжета эпизоды из легендарной жизни мудреца Ходжи одинаковы по глубине содержания, но то, что все они искрятся юмором,— безусловно. И что важно, юмор этот не так уж легковесен и добродушен, зачастую из него «выструганы» сатирические стрелы, разящие тупость, чванство, зависть, жадность, трусость, предательство.

Постановщики — главный режиссёр театра заслуженный деятель искусств РСФСР А. Иванов и режиссер В. Круглов — в полной мере использовали драматургические «заготовки» и построили из них динамичный спектакль-карусель. Экзотическое оформление сцены в восточном стиле (художник Н. Золотарёва) вызывает у зрителя ощущение праздничности и сказочности. Ну и, конечно же, особо нужно сказать о танцевальных номерах. Вернее даже, это не отдельные номера а целый калейдоскоп танцев, пронизывающих весь водевиль. Так что в триумвирате постановщиков по праву значится имя Ирины Замуруевой — постановщицы танцев. Она и сама возглавила, так сказать, ансамбль из пяти исполнительниц, который то и дело по ходу действия выступает на сцене, а кроме того, танцуют и многие другие герои — от любимой Насреддина Зульфии (артистка Г. Влежу) до эмирских слуг (В. Крюковский и А. Яцевич), отплясывает лихо на восточный манер даже старикашка-жадина Нурбек, которого блистательно и смешно играет заслуженный артист РСФСР М. Правоторов.

Если кому-то из действующих лиц не хватило танцевальных эпизодов, то поют-то в этом спектакле действительно все до единого. Что уж говорить о простых смертных, если сам «мудроликий» Эмир (К. Фурман) исполняет по случаю залихватскую частушку; что уж говорить о людях, если даже Ишак Насреддина (необычная и весёлая роль артиста М. Березина) вдруг запоёт по ходу действия, пусть хрипло и громко, зато от души…

Кстати, один мой знакомый удивлённо воскликнул, узнав, что в новой постановке областного театра много песен: «Кто же интересно там умеет петь? Наверное, под фонограмму играют!». Так вот, от имени тех, кто уже посмотрел спектакль, утверждаю — поют сами исполнители. На магнитофон записана лишь весёлая, ритмичная и легко запоминающаяся музыка композитора А. Колкера, под эту фонограмму и показывают свои вокальные способности тамбовские артисты. Многие из них и не стараются удивить силой и красотой голоса, стараясь донести до зрителя лишь остроумный текст песен, но, например, дуэт Насреддина и Зульфии исполняется артистами В. Степановым и Г. Влежу на довольно высоком уровне…

Таким образом, о зрелищной стороне новой работы театра имени А. В. Луначарского сказано вроде бы всё. А содержание? Зачем же выхолащивать озорные похождения и шутки нестареющего Ходжи Насреддина скучным газетным пересказом? Намекну только, что этот любимый всеми герой заставит-таки поволноваться зрителей за свою судьбу, но в конце концов одолеет все козни врагов и отправится в новый путь по дорогам земли с весёлой песней на устах и вместе с верными друзьями…

Итак: Насреддин — в Тамбове! Ходжа Насреддин — в Тамбове!.. Спешите встретиться с остроумным мудрецом.

/1984/
_____________________
«Комсомольское знамя», 1984, 4 марта.










© Наседкин Николай Николаевич, 2001


^ Наверх


Написать автору Facebook  ВКонтакте  Twitter  Одноклассники



Рейтинг@Mail.ru