Насреддин в… Тамбове
Насреддин — в Бухаре! Ходжа Насреддин — в Бухаре!.. В
ужасе богач Нурбек и начальник дворцовой стражи Мухтар-Бек, в глубокой
тоске Визирь, трясётся от страха даже сам «солнцеликий» Эмир… А нам с
вами смешно. Да и как же иначе может быть, если лукавый Ходжа Насреддин
— добрый наш друг с детства, и к тому же на сцене идёт водевиль, где он
— главный герой.
Остроумную пьесу В. Константинова и Б. Рацера «Последняя
любовь Насреддина» можно назвать ленинградским «уловом» нашего театра.
Именно во время ленинградских гастролей в прошлом году обратили
внимание тамбовские артисты на это произведение известных ленинградских
драматургов. Именно такой постановки — зрелищной, насыщенной юмором,
музыкой, песнями, танцами, — ждали уже давно зрители. Можно представить
себе, какой богатейший материал был у драматургов в распоряжении —
сборники анекдотов об эпическом герое восточного фольклора, знаменитая
книга Л. Соловьёва «Повесть о Ходже Насреддине». Не все отобранные для
сюжета эпизоды из легендарной жизни мудреца Ходжи одинаковы по глубине
содержания, но то, что все они искрятся юмором,— безусловно. И что
важно, юмор этот не так уж легковесен и добродушен, зачастую из него
«выструганы» сатирические стрелы, разящие тупость, чванство, зависть,
жадность, трусость, предательство.
Постановщики — главный режиссёр театра заслуженный
деятель искусств РСФСР А. Иванов и режиссер В. Круглов — в полной мере
использовали драматургические «заготовки» и построили из них динамичный
спектакль-карусель. Экзотическое оформление сцены в восточном стиле
(художник Н. Золотарёва) вызывает у зрителя ощущение праздничности и
сказочности. Ну и, конечно же, особо нужно сказать о танцевальных
номерах. Вернее даже, это не отдельные номера а целый калейдоскоп
танцев, пронизывающих весь водевиль. Так что в триумвирате
постановщиков по праву значится имя Ирины Замуруевой — постановщицы
танцев. Она и сама возглавила, так сказать, ансамбль из пяти
исполнительниц, который то и дело по ходу действия выступает на сцене,
а кроме того, танцуют и многие другие герои — от любимой Насреддина
Зульфии (артистка Г. Влежу) до эмирских слуг (В. Крюковский и А.
Яцевич), отплясывает лихо на восточный манер даже старикашка-жадина
Нурбек, которого блистательно и смешно играет заслуженный артист РСФСР
М. Правоторов.
Если кому-то из действующих лиц не хватило танцевальных
эпизодов, то поют-то в этом спектакле действительно все до единого. Что
уж говорить о простых смертных, если сам «мудроликий» Эмир (К. Фурман)
исполняет по случаю залихватскую частушку; что уж говорить о людях,
если даже Ишак Насреддина (необычная и весёлая роль артиста М.
Березина) вдруг запоёт по ходу действия, пусть хрипло и громко, зато от
души…
Кстати, один мой знакомый удивлённо воскликнул, узнав,
что в новой постановке областного театра много песен: «Кто же интересно
там умеет петь? Наверное, под фонограмму играют!». Так вот, от имени
тех, кто уже посмотрел спектакль, утверждаю — поют сами исполнители. На
магнитофон записана лишь весёлая, ритмичная и легко запоминающаяся
музыка композитора А. Колкера, под эту фонограмму и показывают свои
вокальные способности тамбовские артисты. Многие из них и не стараются
удивить силой и красотой голоса, стараясь донести до зрителя лишь
остроумный текст песен, но, например, дуэт Насреддина и Зульфии
исполняется артистами В. Степановым и Г. Влежу на довольно высоком
уровне…
Таким образом, о зрелищной стороне новой работы театра
имени А. В. Луначарского сказано вроде бы всё. А содержание? Зачем же
выхолащивать озорные похождения и шутки нестареющего Ходжи Насреддина
скучным газетным пересказом? Намекну только, что этот любимый всеми
герой заставит-таки поволноваться зрителей за свою судьбу, но в конце
концов одолеет все козни врагов и отправится в новый путь по дорогам
земли с весёлой песней на устах и вместе с верными друзьями…
Итак: Насреддин — в Тамбове! Ходжа Насреддин — в
Тамбове!.. Спешите встретиться с остроумным мудрецом.
/1984/
_____________________
«Комсомольское
знамя»,
1984, 4 марта.
|