Губернатор Державин
Через два года Тамбовскому областному драматическому
театру имени А. В. Луначарского, основанному ещё Гавриилом Державиным,
исполнится 200 лет. Достойным подарком к юбилею стал спектакль под
названием «Что есть истина…» с подзаголовком «Губернатор Державин»,
которым театр открыл свой 198-й сезон.
Пьесы местных авторов, созданные на местном материале,
всегда украшают репертуар областного театра. В Тамбове, к сожалению,
подобного произведения не было давно. Сибирский писатель Иван Елегечев,
автор книг «Байга», «Таёжники», «Мангазея» и других, став
тамбовчанином, заинтересовался периодом губернаторства здесь Гавриила
Романовича Державина. Архивные изыскания, письма поэта, его
произведения подтолкнули прозаика на создание произведения о поэте.
Узнав об этой работе, областной театр заказал писателю пьесу о
Державине. И. Елегечев, закончивший в свое время сценарный факультет
ВГИКа, драматических вещей до этого не писал, однако предложение его
заинтересовало, и пьеса появилась на свет. Естественно, в ней сказалось
отсутствие драматургического опыта автора, но в творческом содружестве
с коллективом театра, с главным режиссёром А. Ивановым состоялось
рождение спектакля.
Уже полное стилизованное название его вводит зрителей в
изображаемую эпоху: «Что есть истина, или Вельми удивительная и
прелюбопытная, совокупно с крамольником-попугаем, жеребцом-кабардинцем
и несостоявшейся дуэлью гиштория, проистекшая на наместнической службе
в Тамбове оные 1786-88 гг. с дальним потомком золотоордынского мурзы
Багрима, владетельным помещиком, действительным статским советником,
прославленным российским пиитом Гавриилом Романовичем Державиным».
Кроме того, на афише — своеобразной визитной карточке спектакля —
прочитывается и основная мысль постановки: выполненный под гравюру
портрет Державина окружён здесь вычурной рамой, и контраст между
серьёзным, грустным ликом пиита и легкомысленной роскошью завитушек
багета показывает чужеродность честной и прямой натуры Державина
внешнему блеску вельможно-купеческого окружения.
Предпослав в виде эпиграфа к программке спектакля строки
Пушкина: «Державин, бич вельмож, при звуке грозной лиры их горделивые
разоблачал кумиры», авторы постановки подчеркнули и суть сценического
образа поэта-губернатора, и основную сюжетную линию действия.
Противоборство двух истин — вот о чём получился спектакль. С одной
стороны, истина Державина (его убедительно играет В. Щербаков), который
считал честное служение Отечеству и просвещение русского народа делом
каждого образованного человека. С другой — убеждения царедворцев
Мамонова, Храповицкого, губернских чиновников и купцов Чичерова,
Нилова, Бородина и прочих, существующих по закону: лишь бы им самим
хорошо, сытно и тепло было.
Тамбовщина в те времена славилась тем, что за шесть лет
пятерых губернаторов «угрохала». Особенно впечатляюще сущность
тогдашнего замшелого, ретроградного Тамбова, с которой столкнулся
Державин, сосредоточилась в спектакле в образе купца-миллионщика
Бородина. Артист В. Степанов, утрируя купеческие замашки в своём герое,
его тамбовский говор, непробиваемую спесь и тупость, создаёт страшный
образ-символ врага всего передового, прогрессивного, светлого —
державинского. Остаётся только восхищаться гражданской силой и
смелостью нового «Дон-Кишота» (так называет Державина один из героев
пьесы), сумевшего в условиях упорного и подлого сопротивления
«тамбовских волков» сделать немало для города и его жителей. Как
известно, он открыл в Тамбове народное училище, типографию, театр,
начал благоустройство улиц, боролся со взяточничеством и казнокрадством.
Продолжая работу над спектаклем, коллектив театра
стремится в первую очередь отобразить как раз эту, общественную сторону
деятельности Державина на Тамбовщине. Уже после премьеры были введены в
действие некоторые сцены, в которых артист В. Щербаков показывает
губернатора решительным, благородным и бескомпромиссным человеком. Так,
если раньше зритель узнавал о борьбе губернатора с шайкой местных
высокопоставленных воров и мошенников в основном со слов других героев,
то теперь появилась сцена, где Державин сталкивается с ними лицом к
лицу и прямо им бросает справедливые свои обвинения.
Купеческая губерния вроде бы победила нового
просвещённого начальника — ровно с аршин высотой жалоб на имя
императрицы настрочили на пиита бородины, он был отрешён от должности и
предан суду. Но, как показало время, истинным победителем остался
Державин, его идеи и дела. В финале спектакля «закадровый» голос
расставляет правильные акценты. Да, пиит был выжит с поста губернатора
Тамбова, но он после этого прожил ещё тридцать лет, завоевал
бессмертную славу, очень многое сделал для просвещения России.
Заканчивается спектакль символически: Державин покидает
сцену через зрительный зал, словно уходя в бессмертие, а «матерь
Отечества» Екатерина (В. Попова) спускается с возвышенности престола по
ступенькам вниз, в никуда. Получился своеобразный спор с самим Гаврилой
Романовичем, с его известным утверждением:
Река времён в своём
стремленьи
Уносит все дела людей
И топит в пропасти забвенья
Народы, царства и царей…
Да, царей и царства река времён уносит, но вот
державинские дела она не унесла — такой вывод возникает у зрителя, и
поэтому можно говорить об оптимистическом начале, заложенном в
спектакле.
Кстати, о стихах Державина. Перед автором постановки
стояла задача органично показать в образе героя две ипостаси —
общественного деятеля и пиита. На мой взгляд, это удалось. Творчество
поэта пронизывает весь спектакль — стихи на сцене читает сам Державин,
декламируют их к месту другие герои, сопровождает ими ход действия
«закадровый» голос. Они, державинские стихи, создают эмоциональный
настрой спектакля. Язык вообще играет существенную роль в пьесе И.
Елегечева. От Екатерины II с её академически мёртвой речью, в которой
слышится немецкий акцент, до губернаторского кучера Архипа (М. Березин)
с его народным говором — все многочисленные герои постановки говорят
своим, сочным, своеобразным российским языком конца XVIII века.
Для читателей «Литературной России», видимо, будет
интересно узнать, что в этом спектакле действует еще один писатель —
Пётр Михайлович Захарьин (Ю. Томилин). Известность ему принесла в свое
время речь, произнесённая на открытии тамбовского народного училища в
1786 году. Сын бедного торговца удостоился знакомства с самой
императрицей, написал ряд произведений, среди которых пользовались
успехом у читателей «Арфаксад. Халдейская повесть», поэма «Пожарский» и
другие. Но почему-то в спектакле «Что есть истина…» образ одного из
первых тамбовских писателей подан чуть ли не в карикатурном виде.
Автор, конечно, имеет право на собственное осмысление исторического,
документального материала, но мы вправе не согласиться с ним.
Есть, разумеется, есть в новой работе тамбовского театра
свои слабости и недостатки (например, растянутость и вялость отдельных
сцен, как-то получившиеся два финала), но, думается, спектакль будет
ещё «взрослеть», совершенствоваться. Главное то, что появилась
театральная работа, в которой, кажется, впервые выведен на сцену образ
автора произведений, навсегда вошедших в золотой фонд российской поэзии.
/1984/
_____________________
«Литературная
Россия»,
1984, 10 февраля.
|