Серьёзные игры в потешные куклы
Жила-была в Тамбове девочка. Как и все её подружки, в
куклы любила играть. Подружки, повзрослев, куклы забросили, а Марина
Попова как играла, так и продолжает, но теперь уже, как говорится, на
полном серьёзе — в театре кукол.
В школе Марина увлекалась биологией. Все её близкие и
родные так и прочили ей «биологическую» стезю в будущем. Она и сама
подумывала о биофаке, однако жизнь повернула иначе. По-настоящему
поняла Марина, что куклы её призвание, в одном из сёл Калининский
области, где довелось работать ей одно время заведующей автоклубом.
Создала она там с местными ребятишками кукольный кружок. У самой тогда
опыт в этом деле был ещё самый маломальский, а здесь пришлось и
режиссёром-постановщиком быть, и задатки художника проявлять, и жилку
педагогическую в себе находить…
Рождались спектакли, может быть, несовершенные, но
сколько радости доставляли они сельчанам! А главное, воспитывали
занятия в кукольном кружке самих маленьких артистов, помогали
творческому росту их юной наставницы.
Когда ехала Марина домой, уже твёрдо решила — на работу
будет устраиваться только в кукольный. Знала уже, что ждёт её
труднейший «вступительный экзамен» — надо было показать всё, на что
способна. Кстати, артист-кукольник должен не только «чувствовать
куклу», но и уметь танцевать, декламировать, петь. Мини-концерт Марины
Поповой, показанный единственному зрителю, прошёл, как говорится, с
успехом. Зрителем был Николай Михайлович Одинцов, который в то время
как раз стал главным режиссёром театра. Так появилась в коллективе
новая ученица актёра.
— Трудолюбие Марины просто удивительно, — рассказывает
директор театра Е. М. Аскарова. — Помню, пришлось раз задержаться мне
допоздна с отчётом. Перед уходом обошла театр и вижу: на сцене Марина в
одиночестве репетирует. А на часах уже почти одиннадцать вечера…
М. Попова сразу поняла, что для артиста-кукольника,
помимо творческих способностей, не меньшую роль играет, так сказать,
техническая сторона дела — умение виртуозно управлять куклой. Это можно
сравнить с учёбой пианиста, который ежедневной многочасовой игрой на
инструменте добивается «таланта рук». Важно актёру обладать
пластичностью, естественностью, искренностью при работе с куклой, чтобы
зритель видел не игру, а саму жизнь на сцене. Сказано громко? Возможно.
Но это — высшая цель артистов, и Марине в последних работах удается
вдохнуть в своих кукольных героев дыхание жизни.
Вот, например, роль Скрипки в спектакле «Остров пополам»
режиссёра-постановщика А. Истомина — одна из последних работ артистки.
В пьесе этот образ выглядит несколько прямолинейным и однобоким. Марина
добавила к характеру своей Скрипки новые чёрточки: сделала её озорной,
кокетливой, хохотушкой, и образ стал запоминающимся.
Совсем другой подход к роли пионерки Маши в новогоднем
спектакле «Воробей Пашка». Роль игралась в «живом плане», она
потребовала от Марины всех её драматических способностей. Одно дело
общаться со зрителем с помощью куклы, и совсем другое —
непосредственно, без всякой ширмы.
— А не влечёт, — спрашиваю Марину, — сцена
драматического театра?
— Трудно сказать. Мир этого театра, с которым наш
находится в одном здании, прекрасно мне знаком: моя старшая сестра,
Валентина, актриса драматической труппы, сама я уже пробовала играть у
них в эпизодических ролях, но… У нас такие разные зрители. Очень люблю
играть именно для детей.
Есть в Тамбове подростковый клуб «Романтик», там-то и
создала она снова кукольный кружок. Трудностей — не перечесть!
Помещение малюсенькое, кукол да обидного мало, однако уже первые
спектакли кружка посмотрели члены и гости подросткового клуба,
воспитанники одного из детских домов.
Главное в Марине Поповой, как я понял, то, что она всё в
своей жизни делает всерьёз и с увлечением. Создаёт кукольные кружки и
выпускает стенгазеты, заканчивает учёбу в культпросветучилище заочно и
осваивает новые роли, репетирует и играет — всё всерьёз, с полной
отдачей. И ещё до самозабвения учится, учится и учится искусству актёра
у старших товарищей по сцене — Валерия Перелётова, Василия Вишнякова,
Владимира Юдина, Галины Истоминой и других. Учится у сестры,
заслуженной артистки РСФСР Валентины Поповой.
…Живёт в Тамбове девушка по имени Марина. Играет в
куклы. И если, по известному выражению, счастье — в работе, Марина —
счастливый человек.
/1984/
_____________________
«Комсомольское
знамя»,
1984, 29 января.
|