Николай Наседкин


КУЛЬТУРА И ИСКУССТВО

КУЛЬТУРА


Обложка

Жизнь в свете рампы

Губернатор тамбовский, Державин, прислал императрице Екатерине диковинную паутину. Придворные высказывают своё мнение о необычном даре. Дошла очередь и до Палласа — «великого учёного, который преклонялся перед риторикой, хотя специализировался в естественных науках». И Паллас действительно продемонстрировал поразительное краснобайство — весь двор слушал его пять минут и только что понял: денег надо…

По существу, этот герой в спектакле областного театра драмы имени А. В. Луначарского по пьесе И. Елегечева «Что есть истина» раскрывается в одном длинном монологе. Весь свой почти пятидесятилетний артистический опыт пришлось сконцентрировать в образе Палласа Николаю Ивановичу Гайдышеву, чтобы эпизодический его герой не затерялся среди массы действующих лиц спектакля.

Вдумайтесь — 50 лет на сцене! Можно сказать, вся жизнь была освещена светом рампы. Даже не то что можно сказать, это действительно так: первую свою роль — роль зрителя — Гайдышев сыграл, как говорится, в самом раннем детстве. Тут уж судьба подбросила подарок.

Своего театра в уральском городке Мариинске, где жила семья Гайдышевых, не было, и лишь от случая к случаю заглядывали в него гастрольные труппы. Вот на один такой «подарочный» спектакль и повела мама Колю Гайдышева. Мир театра сразу ошеломил, очаровал и привязал к себе мальчика замечательной пьесой С. Найдёнова «Дети Ванюшина».

Увы, театральные праздники в Мариинске случались до обидного редко. А вот когда Николай окончил школу и поступил в Свердловский техникум, тут уж началось в его жизни настоящее театральное «пиршество»: рамп в Свердловске хватает. Но вот удивительно — и думать тогда он не смел, и боялся даже, что сам может выйти на сцену. Мир театра казался ему миром избранных.

Окончил техникум, стал играть роль чертёжника-конструктора по электростанциям в одной из контор. И играть неплохо, да вот беда — не приносила полного удовлетворения эта роль, лучшие часы жизни по-прежнему проживаются в партере, а то и на галёрке. И представьте, как просто совершился переворот в судьбе: приглашает как-то одна знакомая по работе Николая в рабочий клуб — пойдём да пойдём, репетицию «Женитьбы» драмкружка нашего посмотришь. Пошёл. И, можно сказать, попался. Руководитель драмкружка Михаил Александрович Бецкий (тот самый Бецкий, что всей театральной России в своё время известен был) заприметил паренька-зрителя и предложил:

— Молодой человек, у нас, как видите, на роль Анучкина никого нет. Выручайте!

Вот так сразу с драматургии Гоголя шагнул Гайдышев на сцену. Дрожь в коленках до сих пор помнит. Правда, успокаивал сам себя, дескать, на роль артиста он не претендует — любитель, только и всего. Но М. А. Бецкий думал иначе:

— Вот что, голубчик Коля, готовься-ка ты поступать в театральное училище. Пусть конкурс в сто человек на одно место тебя не пугает — я семинар набираю и в приёмной комиссии лично буду. Дерзай!

Подготовился Николай и «дерзнул» — подал документы в Свердловское театральное училище. А на первый вступительный тур пришёл и обомлел от ужаса — Бецкого в комиссии не оказалось по причине болезни. Но отступать уже некуда. Вот так и прорвался Гайдышев сквозь все туры и приёмные комиссии в училище.

После окончания его начались в жизни артиста поиски своего, близкого по духу театра. Несколько лет в Свердловском драматическом играл, потом — в Пермском, в Астраханском, а в 1960 году дорога привела его в Тамбов. Навсегда.

За эти годы тамбовчане видели Николая Ивановича почти в двухстах ролях, в больших и маленьких, от первой роли профессора в спектакле по пьесе Н. Хихмета «Два упрямца» до последней — Палласа в спектакле «Что есть истина». Впрочем, уже готова новая крупная работа Гайдышева: рождается в областном театре спектакль «Правда хорошо, а счастье лучше» по А. Островскому, и он играет там роль Грознова. Активное творчество продолжается.

И ещё об одной крупной и важной роли невозможно не упомянуть — роли режиссёра-постановщика. Николай Иванович и раньше ставил спектакли: то в народном театре Дома учителя, то в Мичуринском городском, ставил и в самом театре имени А. В. Луначарского. Для взрослых. А тут как-то предложил ему главный режиссер А. В. Иванов создать постановку для детей. Дело новое. Попробовал. Юные зрители встретили спектакль «Белоснежка и семь гномов», как говорится, на ура. Успех, как известно, окрыляет… Вскоре Николай Иванович ставит новую сказку — «Аленький цветочек». И снова — удача. Кроме того, ведь Николай Иванович и играет в детских спектаклях: в той же «Белоснежке» — Главного исполнителя королевских желаний, в «Сокровище Бразилии» — садовника. В общем, юным театралам прекрасно знаком артист и режиссёр Н. Гайдышев, и, кто знает, может быть, его работа зажигает в юных душах влечение к актёрской судьбе, как когда-то случилось и с ним.

— Дети замечают малейшую фальшь, — рассказывает Николай Иванович, — поэтому для них надо играть роли и ставить спектакли, по известному выражению, как для взрослых, только ещё лучше. Но и работать для детей — одно наслаждение, настолько открыто и эмоционально они сопереживают происходящему на сцене. Одним словом, сейчас я, как никогда более, не могу пожаловаться на свою творческую судьбу…

Вот с таким оптимизмом, полный сил и новых замыслов, встретил заслуженный артист РСФСР Н. И Гайдышев своё семидесятилетие.

/1984/
_____________________
«Комсомольское знамя», 1984, 15 января.










© Наседкин Николай Николаевич, 2001


^ Наверх


Написать автору Facebook  ВКонтакте  Twitter  Одноклассники



Рейтинг@Mail.ru