Жизнь в свете рампы
Губернатор
тамбовский, Державин, прислал императрице Екатерине диковинную паутину.
Придворные высказывают своё мнение о необычном даре. Дошла очередь и до
Палласа — «великого учёного, который преклонялся перед риторикой, хотя
специализировался в естественных науках». И Паллас действительно
продемонстрировал поразительное краснобайство — весь двор слушал его
пять минут и только что понял: денег надо…
По
существу, этот герой в спектакле областного театра драмы имени А. В.
Луначарского по пьесе И. Елегечева «Что есть истина» раскрывается в
одном длинном монологе. Весь свой почти пятидесятилетний артистический
опыт пришлось сконцентрировать в образе Палласа Николаю Ивановичу
Гайдышеву, чтобы эпизодический его герой не затерялся среди массы
действующих лиц спектакля.
Вдумайтесь
— 50 лет на сцене! Можно сказать, вся жизнь была освещена светом рампы.
Даже не то что можно сказать, это действительно так: первую свою роль —
роль зрителя — Гайдышев сыграл, как говорится, в самом раннем детстве.
Тут уж судьба подбросила подарок.
Своего
театра в уральском городке Мариинске, где жила семья Гайдышевых, не
было, и лишь от случая к случаю заглядывали в него гастрольные труппы.
Вот на один такой «подарочный» спектакль и повела мама Колю Гайдышева.
Мир театра сразу ошеломил, очаровал и привязал к себе мальчика
замечательной пьесой С. Найдёнова «Дети Ванюшина».
Увы,
театральные праздники в Мариинске случались до обидного редко. А вот
когда Николай окончил школу и поступил в Свердловский техникум, тут уж
началось в его жизни настоящее театральное «пиршество»: рамп в
Свердловске хватает. Но вот удивительно — и думать тогда он не смел, и
боялся даже, что сам может выйти на сцену. Мир театра казался ему миром
избранных.
Окончил
техникум, стал играть роль чертёжника-конструктора по электростанциям в
одной из контор. И играть неплохо, да вот беда — не приносила полного
удовлетворения эта роль, лучшие часы жизни по-прежнему проживаются в
партере, а то и на галёрке. И представьте, как просто совершился
переворот в судьбе: приглашает как-то одна знакомая по работе Николая в
рабочий клуб — пойдём да пойдём, репетицию «Женитьбы» драмкружка нашего
посмотришь. Пошёл. И, можно сказать, попался. Руководитель драмкружка
Михаил Александрович Бецкий (тот самый Бецкий, что всей театральной
России в своё время известен был) заприметил паренька-зрителя и
предложил:
—
Молодой человек, у нас, как видите, на роль Анучкина никого нет.
Выручайте!
Вот
так сразу с драматургии Гоголя шагнул Гайдышев на сцену. Дрожь в
коленках до сих пор помнит. Правда, успокаивал сам себя, дескать, на
роль артиста он не претендует — любитель, только и всего. Но М. А.
Бецкий думал иначе:
—
Вот что, голубчик Коля, готовься-ка ты поступать в театральное училище.
Пусть конкурс в сто человек на одно место тебя не пугает — я семинар
набираю и в приёмной комиссии лично буду. Дерзай!
Подготовился
Николай и «дерзнул» — подал документы в Свердловское театральное
училище. А на первый вступительный тур пришёл и обомлел от ужаса —
Бецкого в комиссии не оказалось по причине болезни. Но отступать уже
некуда. Вот так и прорвался Гайдышев сквозь все туры и приёмные
комиссии в училище.
После
окончания его начались в жизни артиста поиски своего, близкого по духу
театра. Несколько лет в Свердловском драматическом играл, потом — в
Пермском, в Астраханском, а в 1960 году дорога привела его в Тамбов.
Навсегда.
За
эти годы тамбовчане видели Николая Ивановича почти в двухстах ролях, в
больших и маленьких, от первой роли профессора в спектакле по пьесе Н.
Хихмета «Два упрямца» до последней — Палласа в спектакле «Что есть
истина». Впрочем, уже готова новая крупная работа Гайдышева: рождается
в областном театре спектакль «Правда хорошо, а счастье лучше» по А.
Островскому, и он играет там роль Грознова. Активное творчество
продолжается.
И
ещё об одной крупной и важной роли невозможно не упомянуть — роли
режиссёра-постановщика. Николай Иванович и раньше ставил спектакли: то
в народном театре Дома учителя, то в Мичуринском городском, ставил и в
самом театре имени А. В. Луначарского. Для взрослых. А тут как-то
предложил ему главный режиссер А. В. Иванов создать постановку для
детей. Дело новое. Попробовал. Юные зрители встретили спектакль
«Белоснежка и семь гномов», как говорится, на ура. Успех, как известно,
окрыляет… Вскоре Николай Иванович ставит новую сказку — «Аленький
цветочек». И снова — удача. Кроме того, ведь Николай Иванович и играет
в детских спектаклях: в той же «Белоснежке» — Главного исполнителя
королевских желаний, в «Сокровище Бразилии» — садовника. В общем, юным
театралам прекрасно знаком артист и режиссёр Н. Гайдышев, и, кто знает,
может быть, его работа зажигает в юных душах влечение к актёрской
судьбе, как когда-то случилось и с ним.
—
Дети замечают малейшую фальшь, — рассказывает Николай Иванович, —
поэтому для них надо играть роли и ставить спектакли, по известному
выражению, как для взрослых, только ещё лучше. Но и работать для детей
— одно наслаждение, настолько открыто и эмоционально они сопереживают
происходящему на сцене. Одним словом, сейчас я, как никогда более, не
могу пожаловаться на свою творческую судьбу…
Вот
с таким оптимизмом, полный сил и новых замыслов, встретил заслуженный
артист РСФСР Н. И Гайдышев своё семидесятилетие.
/1984/
_____________________
«Комсомольское
знамя»,
1984, 15 января.
|