Николай Наседкин


КУЛЬТУРА И ИСКУССТВО

КУЛЬТУРА


Обложка

В этих стенах рождается музыка

Старые стены детской музыкальной школы в с. Староюрьево словно пропитались музыкой и, кажется, из них самих струится еле уловимая мелодия. Звуки-ноты капают ещё беспорядочно и чуть слышно. Но постепенно музыкальная капель становится всё звонче, звонче. И засеребрился, наконец, музыкальный ручей знакомого мотива… Разумеется, это просто в соседнем классе детские пальчики одного из учеников бойко разбежались по клавиатуре пианино, но так хочется верить, что мы беседуем с преподавательницей школы Н. П. Цуриковой в комнате-классе, где музыку рождают сами стены…

— Надежда Петровна, начнём наш разговор, конечно же, с музея Верстовского, который только что открылся при вашей школе?

— Да, это значительное событие не только в жизни школы, но и села, района, области… Правда, музеем уголок великого композитора при нашей музшколе пока называть рано, но, главное, положено, начало, я бы сказала, возрождению памяти нашего земляка.

— Давайте, хотя бы вкратце напомним читателям о жизни и деятельности композитора.

— Алексей Николаевич Верстовский родился недалеко от Староюрьева в имении Селивёрстове. Он был ровесником А. С. Пушкина, лично знал его в юности и написал на стихи поэта двенадцать романсов и баллад. Среди них такие широко известные, как: «Чёрная шаль», «Ночной зефир», «Старый муж» и другие.

Создал Верстовский и ряд опер, среди которых наиболее значительная — «Аскольдова могила», она до сих пор в репертуаре многих театров мира. Кроме того, Алексей Николаевич более тридцати лет фактически возглавлял театральную Москву, пройдя путь от инспектора музыки Дирекции московских театров (была в те времена такая должность) до управляющего Московской конторой императорских театров…

— Одним словом, вклад Верстовского в русскую, да и мировую культуру неоспорим. Чем же объяснить тот факт, что только-только заложены основы музея композитора?

— Вопрос сложный. Думаю, причин здесь немало. Музыкальную Тамбовщину издавна связывают с именем Рахманинова, гений которого как бы заслонил в памяти потомков своего менее именитого земляка. Во-вторых, время ждало энтузиаста или энтузиастов, которые дали бы первый толчок нашей памяти. Ими и стали патриоты края, ценители искусства: лесничий Владимир Алексеевич Корнеев, учитель Александр Владимирович Лежнев, ну и преподавательница музыкальной школы Нина Петровна Цурикова. Именно они стали инициаторами музыкального вечера памяти Верстовского в октябре прошлого года, на котором и родилась идея создания музея композитора. Именно при их активном участии и зародился наш уголок. А помогали им, конечно, многие почитатели творчества композитора.

— И теперь ваши односельчане и гости Староюрьева получают в какой-то мере полное представление о творце «Аскольдовой могилы», а ученики музыкальной школы, видимо, в первую очередь изучают наследие Верстовского?

— Да, за два месяца, что существует «Зал Верстовского» при школе, у нас побывало немало посетителей. Что же касается программы школы, то музыки Верстовского в ней очень мало и то лишь в старших классах. Дело в том, что его вещи очень сложны для исполнения и под силу только опытным профессионалам. Но, конечно, полное теоретическое представление о творчестве талантливого земляка наши подопечные получают за время обучения,

— Кстати, Надежда Петровна, коль мы заговорили о программе и учениках… Расскажите, пожалуйста, чуть подробнее о самой школе.

— Музыкальная школа в райцентре существует с 1965 года. Сейчас в ней работает девять преподавателей и обучается 85 детей по классу фортепиано, баяна и аккордеона. Нет у нас, к сожалению, возможности, открыть классы струнных инструментов. Чтобы поступить в школу, нужно пройти своеобразный конкурс, так как желающих обучаться музыке всё больше с каждым годом. Обучение же длится от 5 до 8 лет, в зависимости от инструмента.

— Естественно, немногие из ваших учеников продолжают потом музыкальное образование, становятся профессионалами. А остальные, что же, просто так тратят целые годы?

— Не так уж мало наших выпускников, связывают свою жизнь с миром музыки. Только в этом году, например, три наших девочки — Лариса Свиридова, Марина Козодаева и Катя Чеканова — поступили в училище имени Рахманинова. А те, кто останавливаются на полученном у нас музыкальном образовании, конечно же, ничего не потеряли, а только приобрели. Они становятся духовно богаче, интереснее для окружающих людей.

— Мы говорим сейчас о сравнительно небольшом круге ваших учеников. А вообще в культурной жизни села, района какова роль музыкальной школы?

— При школе существует университет культуры с несколькими факультетами, который посещают многие староюрьевцы, в основном — молодёжь. Только на музфакультете, деканом которого являюсь, кстати, я, занимается более 60 человек. В программе курса — лекции, диспуты о музыке, семинарские занятия и многое другое. Кроме того, на базе нашей школы создана обширная художественная самодеятельность: готовим мы большие праздничные программы, выступаем с отчётными концертами перед тружениками района, есть у нас два хоровых коллектива и агитбригада «Камертон»…

— Значит, если я от вашего имени, от имени всех староюрьевцев, приглашу читателей газеты в гости на родину Алексея Николаевича Верстовского, вам будет что показать и рассказать им?

— Разумеется. Гостям мы всегда рады.

/1983/
_____________________
«Комсомольское знамя», 1983, 18 декабря.










© Наседкин Николай Николаевич, 2001


^ Наверх


Написать автору Facebook  ВКонтакте  Twitter  Одноклассники



Рейтинг@Mail.ru