В этих стенах рождается музыка
Старые стены детской музыкальной школы в с. Староюрьево
словно пропитались музыкой и, кажется, из них самих струится еле
уловимая мелодия. Звуки-ноты капают ещё беспорядочно и чуть слышно. Но
постепенно музыкальная капель становится всё звонче, звонче. И
засеребрился, наконец, музыкальный ручей знакомого мотива… Разумеется,
это просто в соседнем классе детские пальчики одного из учеников бойко
разбежались по клавиатуре пианино, но так хочется верить, что мы
беседуем с преподавательницей школы Н. П. Цуриковой в комнате-классе,
где музыку рождают сами стены…
— Надежда Петровна, начнём наш разговор, конечно же, с
музея Верстовского, который только что открылся при вашей школе?
— Да, это значительное событие не только в жизни школы,
но и села, района, области… Правда, музеем уголок великого композитора
при нашей музшколе пока называть рано, но, главное, положено начало, я
бы сказала, возрождению памяти нашего земляка.
— Давайте, хотя бы вкратце напомним читателям о жизни и
деятельности композитора.
— Алексей Николаевич Верстовский родился недалеко от
Староюрьева в имении Селивёрстове. Он был ровесником А. С. Пушкина,
лично знал его в юности и написал на стихи поэта двенадцать романсов и
баллад. Среди них такие широко известные, как: «Чёрная шаль», «Ночной
зефир», «Старый муж» и другие.
Создал Верстовский и ряд опер, среди которых наиболее
значительная — «Аскольдова могила», она до сих пор в репертуаре многих
театров мира. Кроме того, Алексей Николаевич более тридцати лет
фактически возглавлял театральную Москву, пройдя путь от инспектора
музыки Дирекции московских театров (была в те времена такая должность)
до управляющего Московской конторой императорских театров…
— Одним словом, вклад Верстовского в русскую, да и
мировую культуру неоспорим. Чем же объяснить тот факт, что
только-только заложены основы музея композитора?
— Вопрос сложный. Думаю, причин здесь немало.
Музыкальную Тамбовщину издавна связывают с именем Рахманинова, гений
которого как бы заслонил в памяти потомков своего менее именитого
земляка. Во-вторых, время ждало энтузиаста или энтузиастов, которые
дали бы первый толчок нашей памяти. Ими и стали патриоты края, ценители
искусства: лесничий Владимир Алексеевич Корнеев, учитель Александр
Владимирович Лежнев, ну и преподавательница музыкальной школы Нина
Петровна Цурикова. Именно они стали инициаторами музыкального вечера
памяти Верстовского в октябре прошлого года, на котором и родилась идея
создания музея композитора. Именно при их активном участии и зародился
наш уголок. А помогали им, конечно, многие почитатели творчества
композитора.
— И теперь ваши односельчане и гости Староюрьева
получают в какой-то мере полное представление о творце «Аскольдовой
могилы», а ученики музыкальной школы, видимо, в первую очередь изучают
наследие Верстовского?
— Да, за два месяца, что существует «Зал Верстовского»
при школе, у нас побывало немало посетителей. Что же касается программы
школы, то музыки Верстовского в ней очень мало и то лишь в старших
классах. Дело в том, что его вещи очень сложны для исполнения и под
силу только опытным профессионалам. Но, конечно, полное теоретическое
представление о творчестве талантливого земляка наши подопечные
получают за время обучения,
— Кстати, Надежда Петровна, коль мы заговорили о
программе и учениках… Расскажите, пожалуйста, чуть подробнее о самой
школе.
— Музыкальная школа в райцентре существует с 1965 года.
Сейчас в ней работает девять преподавателей и обучается 85 детей по
классу фортепиано, баяна и аккордеона. Нет у нас, к сожалению,
возможности, открыть классы струнных инструментов. Чтобы поступить в
школу, нужно пройти своеобразный конкурс, так как желающих обучаться
музыке всё больше с каждым годом. Обучение же длится от 5 до 8 лет, в
зависимости от инструмента.
— Естественно, немногие из ваших учеников продолжают
потом музыкальное образование, становятся профессионалами. А остальные,
что же, просто так тратят целые годы?
— Не так уж мало наших выпускников связывают свою жизнь
с миром музыки. Только в этом году, например, три наших девочки —
Лариса Свиридова, Марина Козодаева и Катя Чеканова — поступили в
училище имени Рахманинова. А те, кто останавливаются на полученном у
нас музыкальном образовании, конечно же, ничего не потеряли, а только
приобрели. Они становятся духовно богаче, интереснее для окружающих
людей.
— Мы говорим сейчас о сравнительно небольшом круге ваших
учеников. А вообще в культурной жизни села, района какова роль
музыкальной школы?
— При школе существует университет культуры с
несколькими факультетами, который посещают многие староюрьевцы, в
основном — молодёжь. Только на музфакультете, деканом которого являюсь,
кстати, я, занимается более 60 человек. В программе курса — лекции,
диспуты о музыке, семинарские занятия и многое другое. Кроме того, на
базе нашей школы создана обширная художественная самодеятельность:
готовим мы большие праздничные программы, выступаем с отчётными
концертами перед тружениками района, есть у нас два хоровых коллектива
и агитбригада «Камертон»…
— Значит, если я от вашего имени, от имени всех
староюрьевцев приглашу читателей газеты в гости на родину Алексея
Николаевича Верстовского, вам будет что показать и рассказать им?
— Разумеется. Гостям мы всегда рады.
/1983/
_____________________
«Комсомольское
знамя»,
1983, 18 декабря.
|