Комедия на сцене
Уже многие тамбовские зрители успели убедиться, что наши
гости из Таганрога — чрезвычайно весёлые люди. Даже удивительно, что в
названии их театра отсутствует слово «комедия». Впрочем, дело ведь не в
названии, верно? А то, что комедийные спектакли у таганрожцев
получаются — факт.
В каждой постановке режиссёры и артисты стараются найти
изюминку, сделать акцент на чём-нибудь одном, главном, по их мнению. И
во многих случаях попадание, так сказать, в десятку приносит творческую
победу коллективу. Например, сумели таганрожцы по-своему подать старую
комедию К. Гольдони «Хитрая вдова». Спектакль этот по жанру —
музыкальный и на этом, простите за невольный каламбур, сыграли
постановщик Г. Цветков, музыкальный оформитель А. Каневский и
постановщик танцев И. Новикова. Контраст между старинными одеяниями
действующих лиц и сверхсовременной (вплоть до рок и поп) музыкой, а
также зажигательными молодёжными танцами под неё привнёс в спектакль
действительно необычайно комический эффект. Карнавальная атмосфера,
царящая на сцене, стремительный ритм постановки помогают артистам
играть на едином дыхании, что создаёт впечатление импровизации с их
стороны. Притом ярко выраженные национальные типажи, которые лепят
исполнители — кичливого испанца (В. Коленко), ревнивого и
темпераментного итальянца (А. Петренко), легкомысленного француза (А.
Гогава), богача англичанина (А. Феденко) — вносят в действие элементы
комедии масок, шутовства, пародии. Смех в зрительном зале не смолкает
весь вечер.
Удачный ход, в полной мере использованный таганрогским
театром, был заложен уже в самой пьесе драматурга П. Шеффера «Тёмная
история». Каламбурный подзаголовок — «Беспросветная комедия в 2-х фазах
напряжения 220 вольт» — заставляла догадываться зрителей, что многое
здесь будет связано со светом, а вернее, с его отсутствием. И точно,
почти всё действие спектакля «из западной жизни» разворачивается якобы
в кромешной темноте. Большие артистические способности и комические
задатки потребовались от исполнителей, чтобы на ярко освещённой сцене
играть, образно говоря, «на ощупь».
Особенно приятно поразил зрителей Н. Обухов. Многие
видели его исполнение главной роли в «Чёрном монахе», где артист
достоверно сыграл полный трагизма образ Коврина. И вот такое
разительное перевоплощение в этой постановке. Герой Н. Обухова —
небогатый молодой человек по фамилии Миллер является женихом дочери
состоятельного папаши. Чтобы пустить пыль в глаза будущему тестю, он
уставил свою комнату антикварными вещами, мягко говоря,
позаимствованными без спроса у одного знакомого. Естественно, хозяин
драгоценностей объявляется в самый ненужный момент. Перегоревшие пробки
спасают Миллера от скандала, но…
Впрочем, что ж тут пересказывать — надо было видеть, как
на всю катушку использовали таганрожцы комические ситуации
анекдотической «Тёмной истории». Хохот в зрительном зале доходил порой
до гомерического.
Если на спектакле «Хитрая вдова» мы посмеялись
добродушно (ушедшие времена, ушедшие нравы!), если на «Тёмной истории»
в нашем смехе нет-нет, да и преобладали иронические и даже
саркастические нотки (надо же так преклоняться перед кошельком!), то на
комедии по пьесе Э. Брагинского «Сдаётся комната одинокому мужчине»
большинство зрителей, вернее — зрительниц, смеялись, если можно так
выразиться, с грустинкой. Ещё бы, известный драматург снова, в который
раз исследует наболевшую проблему нашей сегодняшней действительности —
одиночество.
Если говорить об акценте в этом спектакле, то он,
конечно же, сделан на содержании пьесы. Притом, хотя слово
«одиночество» в заглавии отнесено к мужчине, но ещё до начала первого
действия было ясно, что речь пойдёт в первую очередь (Брагинский же!) о
счастье и несчастье в семейной жизни женщин. Здесь много сходного по
настроению с пьесой того же автора «Игра воображения», которую, как
многие помнят, не так давно мы смотрели в постановке Ульяновского
драмтеатра. Главная героиня таганрогской постановки Альбина (Э.
Брусницына) тоже, как и многие герои той пьесы, увлеклась игрой
воображения, придумала себе счастливую любовь, мифического Костю и
пытается уверить в его существовании подруг и знакомых. Что ж,
узнаваемая ситуация. Режиссёр-постановщик М. Апарцев сумел создать на
её основе хороший добрый и серьёзный спектакль, жанр которого можно
обозначить как грустная комедия…
В этом небольшом обзоре речь шла о самых характерных
комедиях Таганрогского театра. Кому-то, может быть, больше понравились
другие постановки — не будем спорить. Главное, хотелось сказать добрые
слова о таланте наших гостей, таланте комедийном. Сегодня театр даёт
последнее представление. Прощаясь с таганрожцами, мы говорим им
огромное спасибо за прекрасные гастроли
/1983/
_____________________
«Комсомольское
знамя»,
1983, 31 августа. |