Музей музыки
Ивановка. Старинный парк. В одном из уголков его спит
пруд. По воде скользят белые гуси. Наверное, так всё выглядело и сто, и
двести лет назад. Только не было ещё даже в прошлом году вот этой
большой сцены на берегу пруда. Полоса зеркальной воды отделяет эстраду
от «зрительного зала», а попросту — холмистого противоположного берега,
покрытого мягкой травой-муравой. Природный концертный зал под открытым
небом обладает изумительной акустикой, и когда здесь звучит рояль,
звуки его слышны далеко окрест.
Если вы вернётесь назад, на асфальтированную дорожку, и
пойдёте по ней вверх, к старинному дому, спрятавшемуся среди
раскидистых деревьев, то встретит вас сам Сергей Васильевич Рахманинов.
Тамбовский скульптор К. Я. Малофеев в скульптурном портрете великого
композитора, пианиста и дирижёра остановил прекрасное мгновение
творческого вдохновения. В словно живых, трепетных руках дирижирующего
Рахманинова слышится (слышится!) бессмертная музыка.
…И вот перед вами двери уникального музея. Бесполезно
описывать все его экспонаты — их надо видеть; невозможно сейчас за
недостатком места хотя бы вкратце рассказать о жизни Рахманинова,
который долгое время жил и работал в этом доме. Вот лишь малая часть
нашей беседы с основателем музея и его директором А. И. Ермаковым.
— Александр Иванович, есть ли ещё музеи Рахманинова у
нас в стране?
— У нас в стране? Этот музей единственный в мире. Есть
уголки Рахманинова в некоторых музыкальных музеях, например, в Москве
или в США, где Сергей Васильевич жил последние годы. Здесь же, у нас
материалы о его жизни и творчестве собраны в наиболее полном объёме.
— Значит, в гости к вам приезжают не только
соотечественники?
— Да, вот посмотрите книгу отзывов. Здесь записи и на
английском, и на венгерском, и на вьетнамском… Но больше всего,
конечно, — на русском языке. Сегодня у нас тихо и сравнительно безлюдно
— таких дней не так уж много в году. Просто сегодня будний день, да ещё
уборочная страда в разгаре. А вообще очень много посетителей. Только с
начала года побывало их у нас уже более 25 тысяч. А ведь Ивановка лежит
в стороне от больших дорог; попутно к нам не заглянешь — специально
едут люди за сотни и тысячи километров поклониться памяти любимого
композитора.
— Что кроме экскурсии по музею предлагаете вы гостям?
— Музыку. Перед осмотром экспозиции звучат уникальные
пластинки с записями произведений Сергея Васильевича. Кроме того, очень
часто в нашем музыкальном салоне выступают исполнители: гости из
консерваторий, студенты Тамбовского музыкального училища имени С. В.
Рахманинова, преподаватели музыкальных школ. Для сорока постоянных
посетителей музея (к сожалению, больше наш салон не вмещает)
подготовлен абонемент на весь сезон: лекции-концерты, встречи с
известными советскими исполнителями… Программа насыщенная.
— Что ещё делает музей для пропаганды серьёзной музыки,
творчества Рахманинова?
— К нам идут в основном люди, уже разбирающиеся в
музыке, знающие произведения Рахманинова. К сожалению, среди
посетителей музея молодёжи не так уж много. В первую очередь на них мы
и ориентируем нашу «выездную» деятельность. Учить понимать хорошую
музыку надо с подготовительной группы детского сада. Что мы и делаем.
Работники музея идут в гости к малышам, в школы, устраиваем небольшие
лекции перед киносеансами в Доме культуры. Два раза в год организуем
передвижные выставки, составленные из фондов музея. Побывали в этом
году у жителей Ржаксинского и Мучкапского районов.
Хотелось бы видеть больше помощи в пропаганде
классической музыки со стороны журналистов, в том числе и вашей,
молодёжной, газеты. Обидно и горько встречать парней и девушек, не
знающих музыки Рахманинова, не знающих даже, что великий композитор жил
на Тамбовщине…
Помню анекдотичный случай: на одной из лекций я упомянул
имя Петра Ильича Чайковского. Какой-то молодой человек совершенно
искренне воскликнул: «Неужели Рахманинов был знаком с автором
“Блокады”?» Что тут скажешь? Я лишь горько пошутит: да, говорю, они
вместе редактировали «Литературную газету»…
— Какой экспонат музея лично вам, Александр Иванович,
особенно дорог?
— Я с волнением прикасаюсь каждый раз вот к этому
старому роялю. Это — рабочий инструмент Сергея Васильевича. На нём, в
тишине и одиночестве, исполнял он впервые свои шедевры… Рояль этот
оживает теперь лишь два раза в год — в день рождения и в день смерти
композитора…
— Будет ли что-нибудь меняться в музее со временем?
— Сама экспозиция завершена. Сменять друг друга будут
лишь передвижные выставки в одной из комнат музея, посвящённые
современникам Рахманинова, соратникам и друзьям по искусству.
Сейчас мы создаём картинную галерею (уже нашли
помещение) и в перспективе думаем о краеведческом музее села. Без
ложной скромности скажу: уже сегодня, благодаря музыкальному музею С.
В. Рахманинова, Ивановка стала культурным центром района. Когда у нас
будет галерея и краеведческий музей, рамки нашей деятельности
расширятся значительно.
/1983/
_____________________
«Комсомольское
знамя»,
1983, 19 августа.
|