Николай Наседкин


КУЛЬТУРА И ИСКУССТВО

КУЛЬТУРА


Обложка

Юность старого театра

Зрительный зал областного театра драмы имени А. В. Луначарского в утренние часы похож на пустыню: прикрытые белыми чехлами ряды кресел своим видом напоминают каракумские барханы. Можно представить, как трудно в такой обстановке играть роль на сцене с творческим подъёмом, на «полном вздохе» — ведь, как известно, вдохновение артистов находится в прямо пропорциональной зависимости от реакции зрителей.

Но наши гости из Мичуринска работали с полной отдачей: можно было подумать, что идёт не рядовая репетиция, а играется спектакль перед переполненным залом. Зажигательные цыганские пляски и песни, страстно звучащие монологи и диалоги на фоне дорожных кибиток — всё было «на полном серьёзе».

А в зале был всего один человек — режиссёр Мичуринского театра драмы, заслуженный работник культуры РСФСР Н. Л. Курьяков. Он почти не вмешивался в происходящее на сцене, так как эта постановка, по-видимому, была уже «обкатана», и потому с охотой согласился ответить на несколько вопросов.

— Николай Леонтьевич, почему именно с «цыганского» спектакля ваш театр начал свои гастроли в областном центре?

— Очень просто: постановка «Вожак» по мотивам романа «Табор» румынского классика Захария Станку — одна из самых зрелищных, ярких, романтичных и, плюс к этому, законченных работ нашего театра. Мы уверены, что она задаст настрой всей нашей гастрольной программе. Добавлю, что этот спектакль напоминает зрителям о том, как важно в жизни быть отзывчивым на чужие радости и печали, уметь видеть прекрасное и не оставаться равнодушным ко злу, уметь благородно любить…

— Как я понял, «Вожак» предназначен прежде всего молодёжной аудитории?

— …Потому что несёт в себе, так называемый, воспитательный заряд? Это действительно так. Но в этом смысле хочу подчеркнуть, все наши постановки выполняют одну из главных своих функций — воспитание лучших качеств у подрастающего поколения. Разве не учит смелости спектакль «Легендарный комдив» о Котовском? Разве не учит принципиальности постановка на современную тематику «Частный случай»?!

Значит, по-вашему, невозможно выделить отдельное направление в драматургии, рассчитанное специально на молодых зрителей?

— В общем-то, чёткой границы между «молодёжным» и «взрослым» театром, конечно, нет. Если спектакль удачный, поднимает жизненные проблемы, то он найдёт путь к сердцу зрителя любого возраста.

Но всё же отмечу, что наибольший отклик находят у молодёжи постановки на современную тему, в которых действуют их сверстники. Таких работ у нашего театра пока, к сожалению, не так много: спектакли «Зажгите зелёный свет», «Частный случай» — вот, пожалуй, и всё. В перспективе готовимся включить в репертуар такие сугубо молодёжные пьесы, как «Смотрите, кто пришёл!» В. Арро и «Дорогая Елена Сергеевна» Л. Разумовской…

— Николай Леонтьевич, вы почему-то не упоминаете в этом плане последнюю премьеру вашего театра — «Потоп-82»?

— Да, этот спектакль на современнейшую тему, он, остросюжетен, что так ценит юный зритель. Но, думаю, он ближе всё же поколению, пережившему войну, которое, так сказать, не только умом, но и сердцем понимает ужас нависшей над миром катастрофы. Впрочем, судя по первым спектаклям, эта новая работа главного режиссера театра, лауреата Государственной премии РСФСР Глеба Константиновича Томилина не оставляет равнодушными и «отцов», и «детей».

— Кстати, о «детях»: не кажется ли вам, что в последние годы театральный зритель становится всё старше?

— Увы, это так. И в этом, я считаю, вина театров, а не зрителей. Если молодёжь будет убеждена, что от спектакля она получит не меньшее, а даже большее эмоциональное впечатление, чем, например, от фильма или от эстрадного концерта, то её и агитировать за театр не придётся. Одни театры решают проблему эту успешнее, другие, в том числе и наш, находятся пока в поиске.

— Зато по другую сторону рампы такой проблемы, видимо, не существует: я вижу, коллектив ваш молод по составу?

— Правильно, ведь интерес к профессии актера у юношей и девушек всегда был и остаётся высок. В нашем коллективе превалируют юные артисты, и труппа постоянно пополняется выпускниками театральных вузов. Так, совсем недавно пришли к нам — из ГИТИСа Марина Екимова, из Института имени Гнесиных Елена Лагунова, из Ярославского театрального училища Раиса Андержанова и Игорь Поплетухин…

— Кого вы как режиссер хотели бы особо выделить из молодых?

— Игоря Небольсина, Алексея Дульского, Марину Екимову… Это именно те увлечённые и талантливые ребята, с которыми чрезвычайно интересно работать Они имеют свой, оригинальный взгляд на каждую роль, способны играть каждый раз с вдохновением…

— И в заключение, Николай Леонтьевич, думаю, читателям интересно будет узнать, куда повернут ваши гастрольные пути-дороги после Тамбова?

— Сразу же отсюда мы едем в гости к автомобилестроителям в город Брежнев.

/1983/
_____________________
«Комсомольское знамя», 1983, 1 апреля.










© Наседкин Николай Николаевич, 2001


^ Наверх


Написать автору Facebook  ВКонтакте  Twitter  Одноклассники



<Рейтинг@Mail.ru