Юность старого театра
Зрительный зал областного
театра драмы имени А. В. Луначарского
в утренние часы похож на пустыню: прикрытые белыми чехлами ряды кресел
своим
видом напоминают каракумские барханы. Можно представить, как трудно в
такой
обстановке играть роль на сцене с творческим подъёмом, на «полном
вздохе» —
ведь, как известно, вдохновение артистов находится в прямо
пропорциональной
зависимости от реакции зрителей.
Но наши гости из Мичуринска работали с полной
отдачей: можно было
подумать, что идёт не рядовая репетиция, а играется спектакль перед
переполненным залом. Зажигательные цыганские пляски и песни, страстно
звучащие
монологи и диалоги на фоне дорожных кибиток — всё было «на полном
серьёзе».
А в зале был всего один человек — режиссёр
Мичуринского театра
драмы, заслуженный работник культуры РСФСР Н. Л. Курьяков. Он почти не
вмешивался в происходящее на сцене, так как эта постановка,
по-видимому, была
уже «обкатана», и потому с охотой согласился ответить на несколько
вопросов.
— Николай Леонтьевич,
почему именно с
«цыганского» спектакля ваш театр начал свои гастроли в областном центре?
— Очень просто: постановка
«Вожак» по мотивам
романа «Табор» румынского классика Захария Станку — одна из самых
зрелищных,
ярких, романтичных и, плюс к этому, законченных работ нашего театра. Мы
уверены, что она задаст настрой всей нашей гастрольной программе.
Добавлю, что
этот спектакль напоминает зрителям о том, как важно в жизни быть
отзывчивым на
чужие радости и печали, уметь видеть прекрасное и не оставаться
равнодушным ко
злу, уметь благородно любить…
— Как я понял,
«Вожак» предназначен
прежде всего молодёжной аудитории?
— …Потому что несёт в себе,
так называемый,
воспитательный заряд? Это действительно так. Но в этом смысле хочу
подчеркнуть,
все наши постановки выполняют одну из главных своих функций —
воспитание лучших
качеств у подрастающего поколения. Разве не учит смелости
спектакль
«Легендарный комдив» о Котовском? Разве не учит принципиальности
постановка на
современную тематику «Частный случай»?!
— Значит, по-вашему,
невозможно выделить
отдельное направление в драматургии, рассчитанное специально на молодых
зрителей?
— В общем-то, чёткой границы
между «молодёжным» и
«взрослым» театром, конечно, нет. Если спектакль удачный, поднимает
жизненные
проблемы, то он найдёт путь к сердцу зрителя любого возраста.
Но всё же отмечу, что
наибольший отклик находят у
молодёжи постановки на современную тему, в которых действуют их
сверстники.
Таких работ у нашего театра пока, к сожалению, не так много: спектакли
«Зажгите
зелёный свет», «Частный случай» — вот, пожалуй, и всё. В перспективе
готовимся
включить в репертуар такие сугубо молодёжные пьесы, как «Смотрите, кто
пришёл!»
В. Арро и «Дорогая Елена Сергеевна» Л. Разумовской…
— Николай Леонтьевич, вы
почему-то не упоминаете
в этом плане последнюю премьеру вашего театра — «Потоп-82»?
— Да, этот спектакль на
современнейшую тему, он,
остросюжетен, что так ценит юный зритель. Но, думаю, он ближе всё же
поколению,
пережившему войну, которое, так сказать, не только умом, но и сердцем
понимает
ужас нависшей над миром катастрофы. Впрочем, судя по первым спектаклям,
эта
новая работа главного режиссера театра, лауреата Государственной премии
РСФСР
Глеба Константиновича Томилина не оставляет равнодушными и «отцов», и
«детей».
— Кстати, о
«детях»: не кажется ли вам,
что в последние годы театральный зритель становится всё старше?
— Увы, это так. И в этом,
я считаю, вина театров,
а не зрителей. Если молодёжь будет убеждена, что от спектакля она
получит не
меньшее, а даже большее эмоциональное впечатление, чем, например, от
фильма или
от эстрадного концерта, то её и агитировать за театр не придётся. Одни
театры
решают проблему эту успешнее, другие, в том числе и наш, находятся пока
в
поиске.
— Зато по другую
сторону рампы такой
проблемы, видимо, не существует: я вижу, коллектив ваш молод по составу?
— Правильно, ведь интерес к
профессии актера у
юношей и девушек всегда был и остаётся высок. В нашем коллективе
превалируют юные
артисты, и труппа постоянно пополняется выпускниками театральных вузов.
Так,
совсем недавно пришли к нам — из ГИТИСа Марина Екимова, из Института
имени
Гнесиных Елена Лагунова, из Ярославского театрального училища Раиса
Андержанова и Игорь Поплетухин…
— Кого вы как
режиссер хотели бы особо
выделить из молодых?
— Игоря Небольсина, Алексея
Дульского, Марину
Екимову… Это именно те увлечённые и талантливые ребята, с которыми
чрезвычайно
интересно работать Они имеют свой, оригинальный взгляд на каждую роль,
способны
играть каждый раз с вдохновением…
— И в заключение, Николай
Леонтьевич, думаю,
читателям интересно будет узнать, куда повернут ваши гастрольные
пути-дороги
после Тамбова?
— Сразу же отсюда мы едем в
гости к
автомобилестроителям в город Брежнев.
/1983/
_____________________
«Комсомольское
знамя»,
1983, 1 апреля. |