Из жизни утопающих
На рабочем столе главного режиссёра Мичуринского театра
драмы, лауреата Государственной премии РСФСР Глеба Томилина лежит
телеграмма: драматург А. Штейн прислал поздравления и пожелания по
поводу первой в стране постановки его пьесы «Потоп-82». Многие,
вспомнив недавний телеспектакль «Потоп» по Л. Бергеру, приуроченный к
100-летию со дня рождения Е. Б. Вахтангова, могут удивиться — причём же
здесь А. Штейн? Дело в том, что известный советский драматург не только
вытащил уже забытое произведение из глубин времени (последний раз оно
ставилось на советской сцене в 1922 году), но и, сохранив в целом
арматуру фабулы, наполнил его новым, современным содержанием. В
результате получилась пьеса о сегодняшнем дне Америки, о западном
обществе образца 80-х годов.
Ещё при чтении пьесы А. Штейна возникает твёрдое
убеждение, что она, как говорится, обречена на успех. Очень интересна
её конструкция: в ней соблюдено триединство классического театра
(единство места, действия и времени), плюс к этому сюжет носит ярко
выраженный закольцованный характер (последняя мизансцена почти
полностью повторяет первую), и это ещё более подчёркивает
трагикомическую нелепость и ненужность того, что произошло с героями по
ходу действия. Подобная форма словно сама спрессовывает заложенное в
ней содержание, что позволило драматургу полностью раскрыть характеры и
показать судьбы почти всех действующих лиц.
Синтез драматургического мастерства А. Штейна с
режиссерским опытом и творческим темпераментом Г. Томилина породил
спектакль, который с первых представлений живёт, дышит и находит
горячий отклик у зрительного зала. Впрочем, пора, как говорится,
переходить от слов к делу и взглянуть, наконец, на сцену.
Но, прежде чем поделиться своими впечатлениями, мне
хотелось бы привести одну чудовищную цифру, опубликованную недавно в
«Литгазете»: к 1990 году в ядерном арсенале США планируется накопить
атомной, водородной и прочей всеуничтожающей мерзости в таком
количестве, что её хватит на… миллион Хиросим! Невольно хочется
взглянуть на людей, имеющих непосредственное отношение к этим кошмарным
«играм» — на американцев.
И вот они перед нами. Что ж, на первый взгляд, отнюдь не
монстры. Правда, у каждого из них есть свой «пунктик», и потому каждый
выглядит чуть свихнувшимся. Вот, например, мистер Уатт, видный деятель
города, где происходят события, адвокат по профессии. Внешние качества
артиста А. Марченко позволяют ему подчеркнуть главное в этом деятеле —
его замашки хозяина жизни. Мистер Уатт возвышается над всеми, он
повелевает по праву сильного, по праву человека с тугим кошельком. И
сила подобных уаттов не столько в их праве, сколько в том, что
окружающие это право за ним признают. Именно Уатт, сам уверенный в
неизбежности новой мировой войны, мгновенно уверяет всех, что она уже
началась. Символично: все слушают его пророчества о конце света, стоя
на коленях. Потому что семена веры в неотвратимость катастрофы брошены
в их сознание уже давно: недаром своеобразным зловещим фоном раздаётся
периодически «телеголос»: «Что будет через четыре секунды после
ядерного взрыва? Уцелеют те, кто успели спуститься в подземные
бункеры…» и т. п.
Под стать Уатту и мистер Генри, молодой бизнесмен, а в
прошлом — и это очень существенно! — лейтенант американской армии во
Вьетнаме. Артист Б. Леонов создаёт на сцене образ, так сказать,
утопающего в моральном смысле человека, который на наших глазах
последний раз выныривает на поверхность, к жизни, чтобы глотнуть
воздуха и уже окончательно погрузиться на дно. На один лишь миг Генри
под влиянием любящей его Энн (артистка Л. Маковская) забудет о карьере,
о наживе, но душа его давно ещё, может быть, во Вьетнаме, захлебнулась
от упоения властью над людьми, над жизнью, и потому он — утопленник.
В какой-то мере противостоит этим двум господам некий
Фрезер — наиболее живой из всех действующих лиц. В. Бугаев играет роль
на пределе эмоционального подъёма. Фрезер переполнен желанием осадить
этих хозяев жизни, он пытается даже пустить в ход кулаки… Но, увы, это
не тот герой, которого могут испугаться уатты. Они не боятся его
смешных угроз, его нелепых кулаков, и, больше того, они в любой момент
могут приручить Фрезера, стоит только с ним посентиментальничать, стоит
на минуту прикинуться добренькими и живыми.
На какой-то момент они все, собравшиеся случайно в
баре-бомбоубежище и уверенные, что начались война и новый всемирный
потоп, все они, якобы перед смертью, сбрасывают маски и предстают перед
нами в своей истинной сущности. Кто-то из них оказался лучше, чем
обычно, кто-то, наоборот, саморазоблачился. Но всё это обернулось
фарсом, когда выяснилось, что никакой катастрофы-то и нет. Всё опять
по-прежнему, опять начался «новый день со старыми подлостями».
Вдохнувшие глоток жизни герои вновь начали тонуть в мерзости окружающей
их действительности. Зачем им-то, уже давно погибшим, нужен новый
всемирный потоп?
Хочу в конце обратить ещё внимание на образ хозяйки бара
Тони (артистка Т. Николаева). Для нас Тони представляет особый интерес,
потому что она — наша соотечественница. В силу обстоятельств покинула
Тони-Антонина родину и подалась за океан. Её судьба заставляет
задуматься, и монолог-исповедь Тони о своей жизни — одна из лучших сцен
спектакля.
Можно ещё много говорить о зрелищности постановки,
музыкальном её оформлении, заставляющем вспомнить о брехтовском театре,
или о лаконичности и ёмкости декораций (художник М. Курс), но, думаю,
спектакль этот надолго вошёл в репертуар Мичуринского театра драмы, и
посмотреть его удастся многим. Более того, жителям областного центра
скоро представится такая возможность: в конце марта мичуринские артисты
приедут в Тамбов на гастроли.
/1983/
_____________________
«Комсомольское
знамя»,
1983, 13 марта. |