Грани и контрасты
В старину принято было определять успех или неуспех
премьеры по количеству вызовов автора и артистов на сцену после
спектакля. По этой мерке новую постановку Тамбовского театра к явным
удачам отнести трудно. Впрочем, подчеркну, что пока отнести
трудно.
Думается, и режиссёр В. Новиков, и худсовет театра сами также не
считают работу над этой вещью полностью законченной. Не исключено, что
на десятом или двадцатом представлении и произойдёт то чудо, когда
зрительный зал, как один человек, затаив дыхание, будет сопереживать
происходящей на сцене драме, а потом выплеснет свои эмоции, как
говорится, в бурных и продолжительных аплодисментах.
Большая часть потенциального успеха постановки заложена
уже в самом литературном материале. В. Быков с присущим ему мастерством
выстроил фабулу повести «Пойти и не вернуться» так, что драматическое
напряжение увеличивается по мере развития действия, пока вся
накопленная, словно в сжимаемой пружине, энергия не взрывается в
финальной сцене. В основу сюжета «Пойти и не вернуться» положена
история нравственного падения человека. Потому-то и связан с образом
Антона, в первую очередь, динамизм спектакля.
Артист В. Голобородов, в общем-то, достоверно подаёт
своего героя. Но ему не всегда удается выдержать, так сказать, ритм
деградации личности Антона. Быковский Антон превращается из обычного
человека в подлеца, предателя и убийцу незаметно для самого себя и
совсем неожиданно для Зоси. С начала и почти до конца жизни Антона на
сцене у него слова постоянно расходятся с делами. Поэтому-то резкой
грани между «положительным» Антоном и «отрицательным» не может быть. Он
всё время, в сущности, один и тот же, только в начале он совершает
вроде бы благородные поступки (заботится о Зосе и т. д.), но выдает
себя на словах — такие его откровения, как: «Я рядовой, моё дело
телячье», «Я честно воевал все восемь месяцев!» и другие — уже дают
возможность догадываться об его шкурнической сущности. Но только
догадываться. Потом же, по ходу действия, у Антона ещё прорываются
правильные слова о долге, о любви, но в поступках он всё сильнее и
откровеннее разоблачает сам себя.
Вот этот-то «динамизм статичности» образа и не удалось,
по-моему, полностью показать В. Голобородову. Несколько по упрощенной
схеме происходит страшная метаморфоза с его героем.
Зосю играет в спектакле Елена Тюрганова. Артистка
стремится строить образ на контрасте между внешней слабостью девушки и
её большой внутренней силой. Но, может быть, — чересчур подчёркивая
внешнюю слабость Зоси, Е. Тюрганова невольно способствовала тому, что
главный акцент драмы несколько сместился. Вопреки драматическим
традициям, в этом произведении, на первый взгляд, зло остаётся
безнаказанным. Совершив свой подлый выстрел в Зосю, Антон исчезает
бесследно. Но во время чтения повести в нас растёт убеждение, что
предателя обязательно накажет сама жизнь. Это убеждение крепнет по мере
того, как мы всё лучше и лучше узнаём Зосю, именно её образ несёт
оптимистичное начало в произведении. Как такой убеждённости добиться у
зрителя? Может быть, надо показать Зосю всё же не такой уставшей и
отчаявшейся, какая есть она в сегодняшнем исполнении Е. Тюргановой?
Сломленная фигурка по преимуществу сидящей или даже стоящей на коленях
героини Е. Тюргановой, кроткий голосок, замедленность жестов заставляют
забывать о её силе духа, о том, что победителем в поединке двух
противоположных мировоззрений оказаться должна Зося…
Впрочем, оговорюсь, проблемы новой постановки лучше
знают сами её авторы, и им самим решать их. Я лишь высказываю мысли
зрителя по поводу премьеры. На наш взгляд — из зрительного зала — не
совсем понятно и художественное оформление спектакля (художник Н.
Золотарёва). Все эти то возникающие, то исчезающие конусы и пирамиды из
белой материи создают совершенно противоречивые впечатления и картины
даже у двух рядом сидящих зрителей…
Может сложиться мнение, что спектакль не получился. Это
всё же не так. Спектакль есть, и очень интересный. Но сегодня пришлось
как раз поговорить о том, что мешает ему стать событием в жизни
областного театра. «Пойти и не вернуться» — произведение актуальное,
несущее большое воспитательное значение, особенно для молодёжи.
Хотелось бы, чтобы его театральное воплощение, соответствовало уровню
литературного первоисточника.
/1983/
_____________________
«Комсомольское
знамя»,
1983, 25 февраля. |