Тот самый Жванецкий…
Есть такое выражение — «гомерический хохот». Помню, мне
очень хотелось испытать его на себе, и мечта, наконец, однажды сбылась
на концерте с участием Аркадия Райкина. С тех пор я очень полюбил этот
довольно редкий для эстрадных зрителей вид смеха и бережно храню в
памяти встречи с магами сатиры и юмора, способными его вызывать. И вот
вчера вновь посчастливилось вдоволь похохотать в Концертном зале
областной филармонии.
Да, выступал тот самый Михаил Жванецкий, чьи
сатирико-юмористические монологи с удовольствием включает в свой
репертуар Аркадий Райкин и чьи интермедии, без преувеличения, создали
славу знаменитым одесситам Карцеву и Ильченко. Кстати же, об одесситах
— они сделали новый спектакль «Играем Жванецкого» в Московском театре
миниатюр, и хронические аншлаги на него — единственное, что не вызывает
смеха, разумеется, у тех, кто не достал билетов.
Это тот самый Жванецкий, чьё выступление в телепередаче
«Вокруг смеха» заставляет смеяться сразу миллионы людей во всех уголках
Советского Союза и даже самого, обычно довольно сдержанного, ведущего
передачи Александра Иванова.
И вот он, сам Жванецкий, на эстраде нашей филармонии.
Есть какой-то трудноуловимый, но существенный нюанс в авторском
исполнении, который делает его интереснее, чем исполнение пусть даже
самого талантливого эстрадного профессионала. Притом, если учесть, что
Михаил Жванецкий читает мастерски и артистично (что даётся отнюдь не
каждому автору), то становится понятным его стремление самому выступать
на эстраде, становится понятным громкий и заслуженный успех этих
выступлений.
Сам он себя в шутку называет «говорящим писателем», а
свои смешные монологи всерьёз считает диалогами: ведь зритель тоже
участвует в разговоре смехом и аплодисментами, которые иногда
красноречивее всяких слов. И ещё ему очень важно видеть глаза людей, к
которым он обращается, и потому зал ярко и непривычно залит светом.
А контакт взглядов нужен М. Жванецкому потому, что в его
сатирических монологах не всё лежит на поверхности. Впереди меня в зале
сидела с мамой девочка лет десяти-двенадцати. Знаете, девочка эта почти
не смеялась, хотя и — было заметно — очень этого хотела. От неё
ускользала вся подводная и основная часть смеха-айсберга сатирика.
В юморе М. Жванецкого есть ещё одна характерная черта: у
него очень мало рассказов, в которых вся соль и весь перец смеха
преподносятся в самой концовке. У него именно эстрадные рассказы:
каждая строка и чуть ли не каждое слово заряжены зарядом сатирического
веселья, и потому смех в зале стоит непрерывный и заразительный.
Кто-то, может быть, ждёт что я рискну привести в пример
образчик юмора «говорящего писателя». Это — бесполезно и неисполнимо.
Жванецкого надо слышать. Надо просто, как один мой знакомый, спросить
кого-нибудь:
— Это тот самый Жванецкий, который: «Нормально,
Григорий? Отлично, Константин!» говорит? — и, получив утвердительный
ответ, спешить на концерт.
И в заключение нельзя не упомянуть о партнёрах
писателя-сатирика по программе. Курский фольклорный ансамбль «Тимоня» и
поэт-импровизатор, а также пародист Вадим Данилкин имели вполне
заслуженный успех у зрителей. Если на их долю и досталось меньше
аплодисментов и смеха по сравнению с М. Жванецким, то только чуть-чуть.
Они так же «виновники» того, что в зале областной филармонии два часа
царила феерия смеха.
/1982/
_____________________
«Тамбовская правда»,
1982, 21 ноября.
|