Чувство меры
Действительно, споров по поводу фильма «Родня» хватает.
Но, замечу, «страстных поклонников», к каковым, видимо, относится и В.
Ермошкина, у новой ленты Н. Михалкова, если судить по критической
прессе, значительно больше. Я отнюдь не отношусь к числу «яростных
противников» этого фильма, но хочу сказать, что такого бесспорного
успеха, какой имели у зрителей картины «Неоконченная пьеса для
механического пианино» и «Пять вечеров», у «Родни» нет как нет. Рискну
предположить, что многие посмотревшие фильм испытали определённое
разочарование.
«Неоконченная пьеса для механического пианино» — фильм
эталонный для всего творчества Н. Михалкова; это своеобразный
творческий рекорд, который побить самому же автору пока не удаётся. В
этой ленте режиссёр о серьёзных вещах — смысле жизни и существования
человека, взаимосвязях близких людей — повествовал, как говорится, на
полном серьёзе. Нелепая попытка самоубийства героя в финале картины
была, пожалуй, единственной экстравагантностью сюжетной линии. Хотя и
эта сцена уже выбивалась резкой и неприятной нотой из общей
гармонической мелодии фильма.
Таких фальшивых нот в «Родне», на мой взгляд, очень
много. В фильме авторы стремятся во что бы то ни стало рассмешить
зрителя. Отсюда и молодёжная майка на мощной фигуре нашей деревенской
героини, и её сногсшибательный перманент, и загипсованная рука у жениха
в ресторане, и ловкое нокаутирование зятя Стасика… По идее — в
зрительном зале должен стоять несмолкаемый гомерический хохот, но
смешок почему-то раздаётся так себе, жиденький…
Получился явный перебор. Да, у каждого из нас есть
странности, все мы немного с «чудинкой», но не до того, чтобы вовсе
потерять здравый смысл. Удивительно, как можно в героине Н. Мордюковой
видеть «мудрую», «безгранично добрую и чуткую» женщину с «подлинно
русским» характером? Она зачастую как раз не блещет ни тем, ни другим и
ни третьим: вспомним только эпизод в ресторане. А разве не карикатура
на современного ребёнка внучка Марии Васильевны? Вполне ли реальны и
достоверны два мотомустанга в инопланетных доспехах?..
Именно преломление в гротескно-карикатурном плане всех
без исключения образов и характеров героев и не позволяет согласиться с
выводами В. Ермошкиной. Весь фильм наталкивает на мысль, что подлинного
взаимопонимания не может быть даже между родными, не говоря уже о всех
людях. С трудом верится, что — наконец-то и вдруг! — бабушка, дочь и
внучка ощутили себя роднёй и стали счастливы. Нет, дочку так и будет
раздражать вмешательство «деликатной» матери в её личную жизнь, внучка
так и будет видеть в бабушке из деревни лишь объект для довольно
жестоких шуток…
Чтобы поставить все точки над «i», добавлю, что фильм
«Родня» сам по себе, может быть, не так уж и плох, но в творчестве
талантливого Н. Михалкова он, по-моему, является ступенькой вниз.
Режиссера подвело чувство меры при создании новой для него по жанру и
тематике ленты (комедии о современности), того самого чувства меры,
которое помогло ему поставить один из лучших фильмов последних лет —
«Неоконченная пьеса для механического пианино».
Кто многое может, с того многое и спрашивается.
/1982/
_____________________
«Комсомольское
знамя»,
1982, 21 ноября.
|