Не надо прощаться
Если вы уже не верите, что есть на свете настоящая
любовь и что она способна творить чудеса, то не ходите на этот фильм —
он вам не понравится. А впрочем, в ленте «Не могу сказать “прощай”»
заложено столько эмоциональности и веры в силу чувств, что она способна
взволновать, может быть, и самого спокойного человека. Среди создателей
фильма нет ни одного известного имени. Я лично не смог вспомнить больше
ни одного произведения сценариста Л. Неменовой или
режиссера-постановщика Б. Дурова. Приятное знакомство состоялось с
исполнителями главных ролей С. Барчуком, А. Ивановой и Т. Паркиной. Вот
во многом благодаря этой «неузнаваемости» артистов и растворяется
бесследно условность искусства кино, и зритель начинает сопереживать
героям как реально существующим людям.
Безусловный плюс ленты — её остросюжетность. С первых же
кадров, где главный герой Сергей Ватагин спасает от хулигана незнакомую
девушку, и до финальной сцены, в которой он же, безнадежно, казалось,
парализованный, вдруг встаёт на ноги, — сюжет закручен в тугую пружину
напряжённости. И как не порадоваться тому, что современный кинематограф
наконец-то начал стремиться совмещать серьёзность и глубину содержания
со зрелищностью и остротой формы. Успех фильмов «Экипаж» А. Митты и
«Москва слезам не верит» В. Меньшова рассеял, как мне кажется,
последние сомнения по этому вопросу, — если они у кого-нибудь были.
Итак, «ещё раз про любовь». Про любовь истинную,
единственную, на всю жизнь, о которой мечтает, наверное, каждый, и про
любовь мнимую, скороспелую и скороумирающую. А как отличить подлинную
от поддельной? Это только со стороны порой всё хорошо видно… Вот и
Сергей Ватагин не сумел разглядеть в глазах Лиды свет глубокого
чувства. Ему ли, известному на весь город человеку, знатному бригадиру
электросварщиков, чей портрет висит на центральной аллее парка и при
чьём появлении на танцплощадке у всех девчонок сладко сжимаются сердца,
ему ли всерьёз воспринимать восхищение и преданность в глазах очередной
из них.
К сожалению, бывает иногда головокружение от успехов
даже у очень неплохих, в сущности, людей. Сергей, одарённый от природы
яркой внешностью (стоит, наверное, упомянуть, что артист Сергей Варчук
чем-то очень напоминает Евгения Урбанского), добившийся трудовой славы,
привыкший к уважению друзей, к вниманию со стороны слабого пола, и сам
уже не замечает, как красивая улыбка хорошего человека деформируется на
его лице в полупрезрительную усмешку «героя», смотрящего на весь мир
свысока.
Может быть, чересчур прямолинейно, но вполне
закономерно, жизнь по воле авторов фильма жестоко наказывает Сергея. И
вот теперь, когда его, калеку, предаёт сначала друг, а затем и любимая
жена Марта, самое, вроде бы, время произнести сакраментальное: «Виноват
— расплачивайся!». Однако, не выговариваются эти слова, жалко нам
Сергея, и хочется верить, что придёт к нему счастье, придёт…
А почему? Да потому, что смотрим мы на Сергея Ватагина
не только собственными глазами. Как говорится, чтобы понять всю его
красоту (не только в смысле внешности), надо смотреть на него глазами
Лиды… Ах, Лида! Что за обаяние русской красоты! Что за
непосредственность эмоций, таких редких в наш, словно затянутый в
корсет деловитости, век! Что за непоколебимая вера в силу чувств, в
своё неминуемое счастье и в любимого человека!..
Честное слово, даже жалко иногда становилось Сергея за
его душевную близорукость. А если уж совсем откровенно, то не завидуют
ли слегка многие из нас, представителей сильной половины человечества,
Сергею, не влюбились ли и мы, зрители, хотя б чуть-чуть в героиню
блистательно живущей в этой роли Анастасии Ивановой?..
Не верит доктор, что Сергей сможет когда-нибудь встать.
Не верит и не хочет верить в это холодная красавица-жена. Сомневается,
хотя и не теряет надежды, даже мать. И только Лида, которую наш герой
когда-то мимоходом обманул, и которая так и не смогла сказать «прощай»
своей любви, только Лида безоговорочно верит, в, казалось бы,
невозможное. Эта великая сила — поддержка любящего человека — совершает
в конце концов чудо.
Вероятно, кому-то это может показаться сказкой. Но если
вы сумеете войти в мир фильма, если сможете разглядеть в героях ленты
близких и понятных вам людей, то вы несомненно поверите — да, самые
страшные приговоры медицины может отменить настоящая Любовь!
/1982/
_____________________
«Комсомольское
знамя»,
1982, 27 августа.
|