Севастопольский музей красоты
В Севастополе восхищаться есть чем. Чересчур
впечатлительному человеку может даже и не хватить изумлённых «ахов» и
«охов» и сил для всплёскивания руками. Сам по себе город-легенда и
город-история словно драгоценная брошь, если выражаться возвышенным
языком (а о Севастополе иначе говорить трудно!). И в ней, в этой броши,
сверкают такие уникальные каменья, как: древний Херсонес, белокаменная
колоннада Графской пристани, пантеон русских адмиралов — Владимирский
собор, героическая Артиллерийская бухта, один из крупнейших в Европе
Аквариумов… А море? Можно часами стоять на берегу в окрестностях
города, где-нибудь в Батилимане или в Балаклаве, и смотреть, смотреть,
смотреть, не отрываясь, широко распахнув глаза и замерев от
невозможности упиться величием бесконечных сиреневых волн, и потом
утверждать всю жизнь, что самое красивое море именно здесь, в Южном
Крыму.
И вот когда, кажется, уже ни единой свободной клеточки
не осталось в переполненной севастопольскими впечатлениями душе, самое
время пойти в городской художественный музей и убедиться в обратном.
Возможно ли удивить человека, пресыщенного шедеврами
Эрмитажа и Третьяковской галереи? А зачем удивлять? Достаточно
восхитить. Я стою уже долгое время перед «Портретом девочки» И. Н.
Крамского. Не по-детски серьёзные глаза, стремительность полуоборота…
Может, всё наоборот: она меня рассматривает? Рядом седой мужчина с
какой-то вопросительной радостью произносит:
— Сколько раз я любовался «Неизвестной» и только теперь,
мне кажется, я наконец-то «узнал» её… Теперь мне вся жизнь её известна:
ведь это её детский портрет!..
Потом мы ходили вместе с ним от картины к картине и
подолгу стояли перед «Сосной» И. И. Шишкина, «Античным пейзажем» В. Д.
Поленова, «Японкой» В. В. Верещагина… И каждый раз мой новый знакомый
восклицал:
— Даже трудно поверить!.. На краю земли и такие
богатства!..
Действительно, здесь, вдали от центров, люди запросто
могут увидеть картины В. А. Тропинина и В. Е. Маковского, И. Е. Репина
и В. А. Серова, И. Э. Грабаря и А. А. Дейнеки… Конечно, может быть и не
самые лучшие полотна великих художников собраны здесь, но вы знаете,
например, что нашумевшая в свое время картина Н. А. Касаткина «Здание
окружного суда», которая в 1900 году была удостоена на Парижской
выставке Большой серебряной медали, находится в Севастопольском музее?
И что здесь же собраны лучшие работы классика крымской живописи К. Ф.
Богаевского?..
Я, честно говоря, не знал. Просветила меня искусствовед
Людмила Смирнова. Она, так пылко влюблённая в свой музей, очень
обрадовалась тому, что я ещё не побывал в зале западноевропейского
искусства. Я совсем не сразу понял, что же мне больше нравится — её
радость и гордость щедрой хозяйки, делящейся своими богатствами, или
изумительная сила уникальных полотен. Судите сами, в небольшой
сравнительно комнатке собраны и «Святое семейство» Луки Джордано, и
«Курильщик» Давида Тенирса-младшего, и одна из лучших картин Франца
Снейдерса «Рыбы на берегу»…
Какую жизнь прожили эти полотна, сколько извилистых
путей прошли они, чтобы в конце концов с ними встретилась
вот эта светленькая севастопольская девчонка, что стоит перед «Мадонной
с младенцем» неизвестного итальянского художника XVI века и беззвучно
шевелит губами. Разговор через три с лишним века?
Как попали эти сокровища из Фландрии, Италии, Голландии
в Россию, сейчас сказать трудно, а вот как они очутились именно в
Севастополе, объяснить легко. До революции многие крымские богатеи
имели, как бы сейчас сказали, хобби — меценатствовали. Господа
Барятинские в Уч-Чаме, Витмеры в Ялте и другие помещики, да ещё его
императорское величество в своём летнем Ливадийском дворце и скопили
(спасибо им за это!) богатства живописи и скульптуры. Скопили, как
показала история, для нас. Сначала галерею открыли в Ялте, а после
землетрясения 1927 года было постановлено перевести её в Севастополь.
Когда человек, попав в смертельную ситуацию, чудом
остаётся жив, о нём говорят — родился во второй раз. То же самое можно
сказать о Севастопольской галерее, которая не погибла в годы Великой
Отечественной войны (как погибла, например, Симферопольская). В прессе
уже писалось о подвиге тогдашнего директора музея Михаила Павловича
Крошицкого. Он сумел вывезти картины на Кавказ, а потом ещё дальше, в
Сибирь. Все пятьсот экспонатов!
— Сейчас у нас в трёх залах выставлено всего 218
произведений, — как-то даже печально сказала Люда Смирнова.
— А где же добрая половина коллекции? — испугался я.
— Половина? Что вы, здесь (она обвела вокруг руками)
едва-едва пятнадцатая часть. Ведь у нас постоянно идёт пополнение из
музеев Москвы и Ленинграда и уже больше трёх тысяч экспонатов… А
размещать их где?
Да, в большом доме на проспекте Нахимова музей занимает
всего лишь два этажа. Что-то там когда-то обещано ещё этаж-два, может
быть, года через три… А пока основная часть полотен (и каких!) сокрыта
от глаз людей в запасниках.
…Перед отъездом из города я вновь побывал в музее. Из
зала в зал переходили целые группы посетителей. Перед небольшим
полотном стоял маленький, маленький человек с мамой и старательно читал
по слогам:
— Ку-инд-жи… Ночь-на-Днеп-ре… Э-тюд… Мама, что такое
этюд?
Мама начала объяснять, а я подумал: вырастет этот
мальчик, увидит когда-нибудь пейзажный шедевр А. И. Куинджи и
обязательно вспомнит этот этюд знаменитой картины. Он обязательно
вспомнит свою первую встречу с великим художником в городе своего
детства — Севастополе.
/1981/
_____________________
«Сельская правда»,
1981, 21 февраля.
|