«Я вижу Гринландию»
Эту солнечную комнату делает ещё светлее огромная
картина, нарисованная прямо на стене. На ней плещется праздничное море.
Возникает такое ощущение, что вот-вот весёлые голубые волны хлынут
прямо на пол. А вокруг теснятся в простых деревянных рамах окна в
другие края и миры. Мы — в квартире севастопольского художника
Владимира Адеева. Его творчество связано с родной крымской землёй, с
жизнью и книгами Александра Грина. Многие севастопольцы видели
произведения художника на персональной выставке «Севастополь и Грин» в
Морской библиотеке.
Любовь к живописи Владимиру привил отец,
художник-самоучка. Сейчас, к сожалению, из множества полотен отца
драгоценной реликвией сохранился лишь один натюрморт.
Краски, кисти, холсты с детства были перед глазами, и,
естественно, Владимир сам пробовал рисовать. В 1962 году поступил в
Севастопольскую художественную школу, окончил её одновременно со
средней. И сейчас живопись остаётся его увлечением, а работает он в
макетно-модельных художественных мастерских ДОСААФ.
Лет в пятнадцать Владимир впервые взял в руки Грина, и с
этого момента мир писателя становится и миром Владимира Адеева.
Гринландия казалась Володе такой реальной, зримой, герои
произведений такими живыми, что, «глотая» рассказ за рассказом, он тут
же пытался к каждому набросать эскиз иллюстрации.
— Грин поразительно умеет одним-двумя штрихами сделать
своего героя рельефным, наделить его характерной внешностью, — говорит
художник. — Но как, например, передать в гравюре блеск смерти в глазах
страшно веселящегося самоубийцы из «Происшествия в улице Пса» или
красоту души Ассоль из «Алых парусов»?..
Много кусков линолеума и листов бумаги было испорчено,
прежде чем появилась линогравюра, которая в какой-то мере удовлетворила
Владимира. То была иллюстрация к маленькому шедевру Грина — рассказу
«Позорный столб».
Линогравюр и холстов, связанных с творчеством Грина,
становилось с каждым днём всё больше. Однажды Владимир задумал написать
жанровую сцену «Рыбак в Аполлоновке». Уже разработал композицию,
написал фон и оставалось придать реальные черты облику рыбака, когда
один из друзей посоветовал воссоздать образ самого писателя.
Началась работа. Два года он пристально изучал книги
писателя и воспоминания о нём, просматривал фотопортреты Грина. Много
раз пришлось смывать краски с холста и начинать всё сначала. Сейчас
этот прекрасный портрет — итог определённого этапа в творчестве
самодеятельного художника — находится в Доме-музее А. С. Грина в
Феодосии. Многие посетители задерживаются у портрета, в котором
выражена сложность натуры великого романтика: любовь к жизни и внешняя
суровость, гордость и доброта души…
Ещё раз всматриваюсь в картины Владимира Адеева и, не
утерпев, спрашиваю:
— Судя по всему, для вас Гринландия так же реальна, как
Крым… Не с натуры ли вы рисуете гриновские пейзажи?
— И да, и нет. Не удивляйтесь. У меня вообще все
пейзажи, и связанные, и не связанные с творчеством Грина, написаны в
его духе. Ведь что такое вся Гринландия, города Зурбаган, Лисс? Это —
вымысел на реальной, земной основе. Например, в Лиссе угадываются черты
и Севастополя, и Феодосии, и ещё ряда крымских городов и местечек. Вот
и в своих картинах ставлю во главу угла реальную деталь (как на этой
картине двухэтажный севастопольский домик), а рядом воссоздаю увиденные
когда-то скалы Фиолента или леса Батилимана, а то и просто пейзажи,
рождённые фантазией… Мне хочется помочь воображению читателя построить
чудесный и неповторимый мир Грина. Я вижу Гринландию и хочу, чтобы её
видели другие…
/1980/
_____________________
«Слава Севастополя»,
1980, 30 августа.
|