Чародей
Илья Глазунов. Имя этого советского художника знают во
всём мире. В Берлине, Варшаве, Осло, Копенгагене, Лондоне, Париже,
Токио… да легче перечислить столицы земного шара, где не выставлялись
его картины. И всегда, в любом городе любой страны попасть на его
выставку чрезвычайно трудно — тысячи и тысячи людей стремятся увидеть
мир в восприятии признанного мастера кисти. В Москве в мае-июне этого
года состоялась очередная выставка Ильи Глазунова. О ней и вообще о
творчестве знаменитого художника эти заметки.
В центре Москвы, на площади 50-летия Октября, как раз
между Александровским садом и старым зданием МГУ, распластался
приземистый параллелепипед Центрального выставочного зала (Манежа). Под
неоглядно длинными стенами, вокруг всего здания плотным (по 5-6 человек
в ряд) кольцом стоят сотни людей. Стоят часами. Под дождём, под
солнцем, на ветру. Они хотят познакомиться с художником Ильёй
Глазуновым.
Картины Глазунова удивляют, ошеломляют, восхищают и
заставляют задуматься. Бывают иные современные, так называемые,
художники, над картинами которых задумываешься: а почему здесь дерево
тёмно-фиолетовое, да почему ребёнок нарисован какой-то
квадратно-кубический? Над смыслом произведения думать уже некогда.
Илья Глазунов — не во всех, конечно, но в подавляющем
большинстве своих полотен — добился удивительнейшего слияния формы и
содержания, удивительнейшей гармонии красок. В зале при таком огромном
скоплении людей поразительная тишина, только тихий говор и даже шёпот —
обмен впечатлениями. Восторг, непонимание и даже неприятие одному
выдержать трудно. Одному трудно переживать. Что интересно, здесь, на
выставке Ильи Глазунова, можно было услышать уже почти позабытое в наше
время слово — гений. И хотя это чья-то личная оценка, но она заставляет
обратить на себя внимание.
На нас смотрит могучий древнерусский князь-богатырь. Его
загорелое голубоглазое лицо уверенно, с сознанием своей силы смотрит на
зрителей. В правой руке холодно блестит страшный для врага меч. Левой
князь крепко и ласково прижимает к себе светло-русого мальчонку. Крепка
и независима Русь! Недаром эта картина Ильи Глазунова вынесена на
рекламный щит его выставки. Прошлое нашей страны, — а именно период с
XI по XVII век — занимает в творчестве Глазунова если не центральное,
то одно из главных мест.
Привлекают внимание художника чаще всего трагические
узелки в бесконечной нити времени. По всем картинам даже бегло
пробежаться взглядом трудно, поэтому я остановлюсь на тех, что особенно
врезались в память. Вот «Царевич Димитрий». Известна история
трагической гибели несмышленого наследника русского престола. Полотно
пересечено навзничь лежащим телом мальчика. Его широко распахнутые
глаза с недоумением и болью в зрачках, страшная, длинная кровавая рана,
горящая на горле, детская игрушка-лошадка рядом с рукой и тонкие
беспомощные берёзки над головой — всё говорит о зверской жестокости и
бессмысленности с человеческой точки зрения дворцовой борьбы за русский
престол.
А чуть ли не рядом картина совсем другого плана.
Называется — «Русская красавица». Из окна светелки улыбается нам умная,
прекрасная, добрая и, главное, — живая (кажется, даже видно, как жилка
на виске бьётся!) молодая женщина. Кстати, как и в предыдущем полотне
игрушка, нож, берёзки — в прямом смысле настоящие, так и здесь:
кокошник, платье, бусы, наличники окна сделаны предметными, объёмными.
Илья Глазунов идёт на такой художественный приём только в древнерусской
серии своего творчества. И это как бы оживляет, приближает к нам
изображённые характеры.
Громадное место в творчестве И. Глазунова занимают
иллюстрации. Образы, созданные Некрасовым, Блоком,
Мельниковым-Печерским, Лесковым, он воссоздаёт в графике. Но особенно
пронзительны портреты героев Достоевского.
Здесь, мне кажется, достигнута та трудноуловимая
согласованность и с писателем, и с читателем-зрителем, что сразу
воспринимаешь всем сердцем именно таких Неточку Незванову, князя
Мышкина, Рогожина, Настасью Филипповну, несчастного человека Родиона
Раскольникова. Но при всём при том и любители, и
профессионалы-рецензенты в один голос говорят о том, что литературная
графика Глазунова — это не простые, сопровождающие текст картинки, а
самостоятельные, глубоко значимые произведения искусства.
Вероятно, помогает художнику достигнуть такого
совершенства в изображении вымышленных героев то, что он в настоящее
время — признанный портретист первой величины. Портреты общественных
деятелей — президента Финляндии У. К. Кекконена, премьер-министра Индии
(в то время) Индиры Ганди; известных людей — актёра Иннокентия
Смоктуновского, космонавта Леонова и многих других принесли Илье
Глазунову мировое признание.
Илья Глазунов родился и вырос в Ленинграде. Благодаря
этому обстоятельству, он создал два прекрасных и впечатляющих цикла
работ: «Блокада» и «Город». Картины первого тяжело, просто больно
смотреть. Одно дело слышать, представлять себе, другое дело — увидеть,
ощутить весь ужас, всю жестокость, трагичность и героизм этих
незабываемых дней.
Комната. Полумрак. На заднем плане, на кровати лежит
женщина. Может быть, уже мёртвая. В центре ярко выделяется крышка
стола. Из-за неё вытягивается, тщится увидеть, может быть, хоть
что-нибудь съестное, а может, просто застыл, вспомнив предблокадную
сытую жизнь, ребёнок, дитё с недетскими, скорбными и серьёзные глазами.
Мальчика этого зовут Ильёй, фамилия — Глазунов. Вновь и вновь
возвращаются люди к этому полотну, некоторые по нескольку раз — глаза
маленького художника, ребёнка блокадных лет притягивают их. Эти глаза —
обвинение фашизму, обвинение войне.
Когда смотришь серию картин, объединённых общим
названием «Город», то невольно почему-то вспоминаешь Фёдора Михайловича
Достоевского. Удивительно, ведь писатель показал нам мрачный,
подавляющий человеческую личность Петербург, а художник запечатлевает в
своих полотнах современный прекрасный Ленинград. Но потом понимаешь,
что их роднит и объединяет —любовь к горожанам и пристальность взгляда.
Как и Достоевский, Глазунов не просто копирует жителей города, а в
разных и разных лицах людей показывает нам лицо громадного и
прекрасного города. Да и не надо забывать, что в книгах
писателя-классика Петербург предстаёт перед нами, хотя и с язвами, и
болезнями, но всё же великим городом.
В последние годы художник начал разрабатывать новую
изобразительную жилу: всё больше и больше появляется из-под его кисти
произведений философского звучания. Полотна «Икар», «За ваше
здоровье!», «Русская Венера» подолгу задерживают внимание зрителей. Но
особенно бурные споры, порой прямо противоположные суждения вызывает
главная картина этого цикла — «Возвращение». Я повторяю, картина, её
сюжет, композиция настолько не подлежат однозначному толкованию, даже
когда смотришь на неё час или два, а уж описывать её, наверное, вообще
бесполезно. Скажу только, что по замыслу она перекликается через века
со знаменитым полотном Рембрандта «Возвращение блудного сына», конечно,
в современном варианте.
Восхищает гигантская работоспособность Ильи Глазунова.
Он совершает творческую командировку на строительство Байкало-Амурской
магистрали и появляется чуть ли не летопись в рисунках великой стройки.
Можно сказать, что десятки молодых и старых строителей, парней и девчат
останутся в истории не только благодаря магистрали, но и благодаря
портретам большого худож-ника Ильи Глазунова.
Оторванность от жизни — смерть для таланта. Художник
просто обязан быть в гуще жизни, в самых кипящих точках земного шара.
Когда смотришь цикл работ «Борющийся Вьетнам», то само собой приходит в
сознание слово «подвиг». Подвиг художника. Наброски и этюды, сделанные
прямо в окопах, на поле боя, под бомбардировками, не только восхищают,
но и внушают глубокое уважение. Есть у Ильи Глазунова ещё одна серия
картин, написанных не в студии, а непосредственно в центре событий, с
коротким, но много говорящим любому человеку словом — «Чили»…
Более 400 полотен художника демонстрировались в Манеже.
Это только часть великого множества произведений, среди которых есть
подлинные шедевры, что создал Илья Глазунов в свои сорок с небольшим
лет. Он находится в расцвете творческих сил. Сколько раз ещё выпадут
людям прекрасные мгновенья от встреч всё с новыми и новыми полотнами
художника Ильи Глазунова.
/1978/
_____________________
«Сельская правда»,
1978, 26 августа. |