Судьба и память
Три года минуло со дня кончины Ивана Игнатьевича
Овсянникова. Срок достаточный, чтобы понять две непреложные вещи:
первое — человек этот действительно был незаменим на своём месте;
второе — пора бы уже увековечить память о нём. Данная книга («Судьба и
память», 2009), приуроченная к 75-летию со дня рождения И. Овсянникова,
как раз и стала в какой-то мере памятником журналисту, публицисту,
литературному критику, краеведу — подвижнику слова, сорок лет отдавшему
работе в газете.
Во вступительной статье к сборнику редактор-составитель
Валентина Дорожкина сумела на трёх страничках сжато, но вполне
обстоятельно изложить биографию Ивана Игнатьевича и его основные
заслуги-достижения. Родился он в Белгородской области, после окончания
Московского библиотечного института работал директором Дома культуры на
Урале, вскоре перебрался в Тамбов, где поначалу работал тоже в
управлении культуры, а с 1969 года и до конца жизни без малого сорок
лет отдал журналистике и конкретно газете «Тамбовская правда»
(«Тамбовская жизнь»). Был удостоен звания «Заслуженный работник
культуры РФ», награждён несколькими престижными областными премиями.
О том, какие темы и как освещал в своих материалах
журналист И. Овсянников, можно составить мнение по включённым в сборник
«Судьба и память» конкретным текстам. А вот его незаменимость на своём
месте в качестве организатора и руководителя-вдохновителя своеобразного
центра культуры, литературы, краеведения Тамбовщины — это чётко
фиксируется в предисловии: «Несомненной заслугой Овсянникова является и
то, что на протяжении многих лет в газете… постоянно, специальными
страницами, печатались литературно-краеведческие материалы, что давало
читателям возможность знакомиться с творчеством местных авторов. С
уверенностью можно говорить, что нет ни одного тамбовского писателя,
который миновал бы “Литературную страницу” областной газеты…
Профессиональные и молодые поэты и прозаики шли к нему со своими новыми
произведениями. У кого-то была только одна цель, — напечататься, но
большинство приходили в кабинет заведующего отделом побеседовать,
выслушать дружеские советы, узнать что-то новое в культурной жизни
края… Много времени уделял Иван Овсянников работе над рукописями
молодых, писал вступительные статьи к их первым книгам, рецензировал
их…»
Иван Игнатьевич вообще человек был замечательный —
общительный, доброжелательный, щедрый и принципиальный. Об этом как раз
вспоминает и автор очерка «С дороги чести и правды он не свернул»,
заключающего сборник «Судьба и память», журналист центральной «Правды»
В. Кожемяко, которому посчастливилось дружить-общаться с И.
Овсянниковым последние 20 лет его жизни.
Ну а главное в сборнике, конечно, тексты самого Ивана
Игнатьевича. За исключением первой статьи под скромным названием
«Заметки четверокурсника», написанной студентом Иваном Овсянниковым по
итогам практики и опубликованной в институтской многотиражке в 1957
году, остальные 18 были созданы в последние два десятилетия перед
кончиной автора в пору наивысшего расцвета его журналистской,
публицистической деятельности.
Героями его очерков, интервью, рецензий становились, как
правило, люди, составляющие славу тамбовской культуры. Среди
представленных в книге — художник Евгений Рябинский («Мне близка
рахманиновская музыка…»), скульптор Константин Малофеев («Его память
светла»), поэт Семён Милосердов («Поэт русской послевоенной Голгофы»).
Причём, журналист не просто пропагандировал-прославлял своих героев, он
вместе с ними, на основе их биографии и творчества зачастую
поднимал-исследовал те или иные острые проблемы. К примеру в большом
интервью с Рябинским нашлось место поговорить и об агрессивном засилье
так называемого авангарда в искусстве, и о незавидном положении
художника-творца в эпоху капитализации общества…
Одной из главных тем в публицистике Ивана Овсянникова
была проблема сохранения памятников истории и культуры. Уже по
заглавиям статей, представленных в сборнике, можно понять позицию
журналиста и его боль: «Потеря памяти», «Как же нам быть с памятью?»,
«Беда пришла в Караул», «И дым Отечества нам сладок?».
Несколько материалов-публикаций связано с именем
известного в 1920-е годы нашего земляка — революционера-большевика,
писателя, литературного критика, редактора журнала «Красная новь»
Александра Константиновича Воронского: «У истоков “Правды”», «А фамилия
наша от реки Вороны…», «Будем работать и дружить…» И это не случайно.
Многие годы И. Овсянников изучал жизнь и деятельность этого
незаурядного человека и даже написал о нём целую книгу «Мы шли покорять
мир…», вышедшую в Воронеже в 1992 году.
А завершает сборник «Судьба и память» блок из четырёх
статей, публиковавшихся в разные годы, но посвящённых одной теме —
защите памяти Зои Космодемьянской. Первая страстная статья «Покушение
на подвиг» была опубликована в 1991 году, когда в популярной тогда
газетке «Аргументы и факты» некие перестроечные подонки облили грязью
нашу землячку, геройски погибшую в годы Великой Отечественной войны.
Последняя была опубликована в феврале 2004 года.
И в конце немного личного. Я знал Ивана Игнатьевича на
протяжении четверти века. В очерке о С. Милосердове он писал: «Я,
разумеется, на исключительность в отношениях с поэтом не претендую,
знаю, что у него было много друзей, с кем он любил ходить по грибы,
поговорить “за жизнь”, поспорить о поэзии. Его любили, к нему тянулись,
он привлекал людей. Потянулся к нему и я…» То же самое могу
повторить-сказать и я об И. Овсянникове, только заменив слово «поэт» на
«журналист». Мы с ним работали немало лет бок о бок в Доме печати,
через Ивана Игнатьевича шли все мои опубликованные в «Тамбовской
правде» («Тамбовской жизни») повести и рассказы, а так же очерки,
рецензии и статьи, написанные, как правило, по его просьбам-заказам (их
набралось более ста!), в последние годы он не раз писал рецензии-отзывы
на мои книги, делал со мной интервью о моих творческих делах-планах, и
о заботах на посту председателя писательской организации…
Книга «Судьба и память», в первую очередь, издана для
таких читателей как я — друзей, товарищей, соратников, коллег И.
Овсянникова, его родных и близких. Все статьи-очерки, включённые в
сборник, я читал когда-то на газетной полосе, и вот теперь,
перечитывая, словно беседовал-общался с Иваном Игнатьевичем, вновь
слышал его взволнованный голос…
И вот о чём подумал: хорошо, если бы эту книгу
увидели-прочитали студенты факультетов журналистики — как пособие по
журналистской практике. Они бы учились, как надо писать газетные
материалы — эмоционально, убеждённо и доказательно, вкладывать в них
душу и сердце.
/2010/
_____________________
«Тамбовская жизнь»,
2010, 12 марта.
|