Культура провинции
Вышел новый сборник в серии «Культура русской
провинции», выпущенный кафедрой литературы Тамбовского пединститута. В
названии серии важно и глубинно значимо каждое слово: и «культура», и
«русской», и «провинции». Тамбовским любителям литературы, думаю,
знакомы предыдущие сборники из этого ряда: «Русский фольклор»,
«Творчество Евгения Замятина», «Творчество Г. Р. Державина», «Проблемы
изучения литературного наследия Тамбовского края (Выпуск 1-й)». Новая
книга — это как раз второй выпуск межвузовского сборника научных
трудов, посвящённых проблемам изучения тамбовской литературы.
Осуществлён он под общей редакцией и с предисловием доктора
филологических наук, профессора Л. В. Поляковой.
Первая часть сборника посвящена, так сказать,
классическому периоду тамбовской литературы. Здесь публикуется очерк Е.
В. Авдошенко, и конечно же, о тамбовском периоде в жизни Г. Р.
Державина. Автор ещё раз напоминает нам подробности открытия в Тамбове
первого народного училища. А вот статья В. И. Попкова «Козловский
публицист Григорий Коробьин — оппонент Екатерины II» открывает для
широкого читателя в какой-то мере новое имя. В очерке воссоздана
история создания в России Комиссии о сочинении проекта нового Уложения,
рассказывается о том, как депутат от Козлова дворянин Коробьин свершил
в Комиссии большое потрясение своими выступлениями против крепостного
права. Автор явно пристрастен к своему герою, ярко рисует его талант
оратора, полемиста, но, увы, при всём при том, публицистом Коробьина
назвать трудно. Всё же публицистика — это вид литературы. Коробьин же,
судя по очерку В. И. Попкова, был одним из первых
ораторов-революционеров: это именно он разбудил своими пламенными
речами Новикова (так утверждает автор, ссылаясь на мнение. Г. П.
Макогоненко), Новиков, в свою очередь, разбудил Радищева, Радищев —
декабристов и т. д. и т. д.
Несколько работ в сборнике связано с именем Е. А.
Боратынского (именно так, через «о», единодушно пишут фамилию поэта
авторы), и уже по названиям можно представить, о чём идёт речь в
статьях: Е. Л. Пилипюк «Духовный мир лирического героя Е. А.
Боратынского», А. А. Земляковская «И. С. Тургенев и Е. А. Боратынский»,
С. С. Кудрявкин «Христианство и эпикурейство в мировоззрении
Боратынского»; Е. В. Алтабаева «Образные средства поэзии Е. А.
Боратынского».
Очерк же А. И. Иванова «Гейне из Тамбова» рассказывает о
жизни и судьбе полузабытого ныне, к сожалению, Петра Исаевича Вейнберга
— поэта, переводчика, журналиста, педагога.
Что касается второй части сборника «Культура русской
провинции», где собраны материалы и исследования о тамбовской
литературе XX века, то здесь читатель найдёт имена, которые лишь
недавно возвращены из темноты замалчивания и запрета — Евгения Замятина
и Андрея Платонова; имена, канувшие было в Лету, — Тихона Чурилина и
Георгия Якубовского; имя классика советской литературы С. Н.
Сергеева-Ценского и имя ушедшего не так давно из жизни поэта Семёна
Милосердова…
В общем же и в целом совокупная картина тамбовской
литературы последних десятилетий, нарисованная авторами второй части
сборника, обширна, многозначна, многопроблемна, и особенно хочется
выделить работу Н. Л. Потаниной «Ещё раз о “Литературной провинции”».
Не часто в подобных, так сказать, академических изданиях встретишь
статью о сегодняшней, самой новейшей литературе. Работа Н. Л. Потаниной
посвящена «Литературному Тамбову» — вероятно, многим читателям известно
это ежеквартальное издание, которое широко публиковало местных поэтов,
прозаиков, публицистов, краеведов.
И в конце — несколько слов о поразительных письмах
Сергеева-Ценского к Горькому 1930-х годов, опубликованных в качестве
приложения к сборнику и как бы дополняющих материал Л. Е. Хворовой
«Неизвестные страницы жизни и творчества С. Н. Сергеева-Ценского (на
материале переписки Ценского и Горького 20-х годов)». Эти письма, как и
любой документ, очень выпукло, впечатляюще, достоверно рисуют эпоху,
литературную действительность 1920-30-х годов. Страшное же было
времечко!
Вот, например, штришок: Сергеев-Ценский жалуется
Горькому, что явилась у него возможность опубликовать два рассказа, но
с большими купюрами, есть купюры даже в… 8 (восемь) страниц! Для
писателя, как известно, даже одно слово, сокращённое чужой рукой, —
трагедия, а тут уничтожено несколько страниц. Письма Ценского
переполнены жалобами — его травят, его не печатают. И тут же: «Я послал
Вам из Алушты шесть своих книг, изданных в последнее время…» (1938 г.).
В том же письме Ценский пишет, что напечатал при Советской власти
«около 200 печ. листов беллетристики», а это примерно 15-20 книг. В
другом письме Сергеев-Ценский, опять жалуясь на травлю, упоминает, что
должен писать по договору «и для журнала “Знамя” (продолжение романа
“Зауряд-полк”), и для журнала “Октябрь” (продолжение производственного
романа “Загадка кокса”), но не могу заняться ни тем, ни другим…»
Ничего себе травля! Интересно, кто-нибудь помнит сейчас
«Загадку кокса»?..
Вообще, повторюсь, письма очень красноречиво
характеризуют самого Сергеева-Ценского и ту эпоху, в которой известный
и плодовитый писатель был вынужден идти и идти на компромиссы,
обращаться в партком писательской организации и к самому Горькому (как
председателю ССП) с жалобами на своих критиков-гонителей. Впрочем, и в
наши времена нравы в литературе не лучше. Подчеркну ещё, речь идёт не о
биографии Сергеева-Ценского, я говорю о впечатлении от писем,
опубликованных в сборнике «Культура русской провинции. Проблемы
изучения литературного наследия Тамбовского края. Выпуск II».
Как видим, небольшая эта книга — содержательна,
разнообразна, даёт читателю поводы поразмышлять и даже поспорить.
/1994/
_____________________
«Тамбовская жизнь»,
1994, 13 января.
|