Детективная пастораль
Диалог-рецензия
Два страстных любителя криминальной литературы А.
Кристин и Ж. Сименонов прослышали, будто бы вышла в свет новая книжка
тамбовского прозаика-детективщика Анатолия Косневича. Они тут же
бросились по магазинам и обнаружили таковую только в «Книжной лавке
писателя». Называется — «Как искали Шерлока Холмса». Издана
редакционно-издательским центром «Взгляд» и за счёт спонсора и средств
самого «Взгляда». Тираж — 3100 экземпляров. А. Кристин и Ж. Сименонов
тут же отхватили по экземпляру и залпом проглотили. А потом сошлись
как-то вечерком и — ну обсуждать, ну обсуждать…
А. Кристин. Вы знаете, друг мой, я, признаюсь,
несколько
разочарован. Я ожидал, увидев название этой книжки и помня предыдущий
сборник А. Косневича «Портрет неизвестного со шпагой», прочитать крутой
детектив. А что оказалось? «Как искали Шерлока Холмса» ближе к первой —
детской — книжке этого автора «У весны голубые крылья».
Ж. Сименонов. Не скажите, не скажите. Мне как раз
показалось интересным то, что в этой, третьей по счёту, книжке А.
Косневича как бы слились воедино первая и вторая. В последнее время
писатель всё больше создаёт и публикует рассказы и повести об
убийствах, грабежах, кражах, а свою изначальную, так сказать, ипостась
детского писателя-лирика подзабыл. И вот целая повесть из школьной
жизни, написанная светло, пасторально, с добродушной улыбкой, с
вниманием к ребячьим заботам, переживаниям, радостям…
А. К. Ну, знаете, — к «ребячьим»… Словечко-то это
в наше
шизофреническое время звучит фальшиво. Вот в повести главные герои —
семиклассники: отличница-ябеда Надька Зюзина, умница-разумница Шура
Воякина, классный поэт Лёня Лавриков, очкарик и герой математических
олимпиад Борис Вербилов… Да знает ли автор, что, по сообщениям прессы,
чуть не каждая пятая нынешняя семиклассница делает аборт, а около трети
подростков 13-14 лет стоят на учёте в милиции?
Ж. С. То есть вы хотите сказать, что повесть
получилась
незлободневной? А сами-то вы давно обо всём этаком узнали? Это,
во-первых. Во-вторых, написана вещь лет 6-7-назад, я помню, как её
публиковала в сокращении областная молодёжка. А в-третьих, в повести
всё же не всё так безоблачно: действует целая шайка спекулянтов
книгами, воров. В 7 «б» классе — главном герое книги — есть и лодыри, и
хулиганы. А вспомните девятиклассницу красотку Людмилу Томилину,
строящую глазки направо и налево: у другого автора и в сегодняшней
«жёсткой» прозе она бы не только пяток абортов сделала, но и СПИД бы
подхватила… И вообще скажу: если тогда, в середине 1980-х, повесть «Как
искали Шерлока Холмса» была в потоке и русле «малоконфликтной»
литературы той поры, то сейчас она именно выделяется своей лиричностью
и беззлобностью на фоне концентрированной чернухи и порнухи.
А. К. Кстати, прошло всего несколько лет после
создания
повести, а смотрится она уже как историческая. Весь сюжет построен на
дефиците импортной литературы. Дельцы-книгоспекулянты Чернопятов и
Пивоваров делают свой бизнес, толкая фотокопии книг Чейза, Стаута,
Френсиса, Карра и других зарубежных мастеров детектива, которых сейчас
в отличном издании навалом на всех перекрёстках. А взять такие детали:
герои пьют газировку из автоматов, шикуют в кафе на три рубля,
объедаясь пирожными, собирают по квартирам макулатуру, по-пионерски
соревнуясь — всё это уже архаика, приметы ушедшего и неповторимого.
Ж. С. В этом и состоит одно из достоинств
реалистической
литературы: она становится как бы документом эпохи… Впрочем, что мы всё
о временах да эпохах. Давайте поговорим о художественных сторонах
повести А. Косневича. Вы согласны, что сюжет её построен увлекательно,
я бы сказал — в русле лирической пародии на детектив. Два школьника,
Боря Вербилов и Саша Карасёв, вообразив себя Шерлоком Холмсом и
доктором Ватсоном, ищут украденные из библиотеки тома А. Конан Дойла.
Параллельно развивается сюжетная линия, связанная с дружбой-любовью
поэта Лёни Лаврикова и его соседки по парте Шуры Воякиной…
А. К. Так-то оно так, но не находите ли вы, друг
мой,
что повесть несколько растянута? Что, например, добавляет к сюжету
глава «Из дневника Лёни Лаврикова», рассказывающая о сборе морковки на
совхозном поле?
Ж. С. Может, вы и правы. Думаю, что газетный
вариант
повести был динамичнее. Однако, согласитесь, эти эпизоды на морковном
поле добавляют какие-то новые штрихи к портретам героев — того же Лёни
Лаврикова. И вообще, многие образы ребят написаны ярко, запоминаются.
Особенно Сашка Карасёв, главный и неугомонный сыщик, тот же ханурик
Чернопятов, высокий, тощий, с длинным белым лицом и широким утиным
носом…
А. К. Но и вы согласитесь, что повесть А.
Косневича
просто-напросто перенаселена героями, их, по-моему, чуть ли не больше
ста — голова кругом. А язык? Слишком «простой», удивиться нечему.
Например: «Сумерки сгущались. Потянуло прохладой…» Вспомните чеховскую
иронию по адресу такой «прозы» — «Мороз крепчал…»
Ж. С. Да, стиль мог бы быть и поярче,
поиндивидуальнее,
но в вашем примере не всё так просто: та пейзажная зарисовка даётся
через восприятие поэта Лёни Лаврикова. Он, начав так шаблонно, как бы
подстёгивает своё поэтическое воображение и специально находит весьма
нетривиальное сравнение для луны, увидев в ней голову рыжего скрипача.
А. К. Ну уж этот Лавриков! Какой он поэт? А.
Косневич
приводит в повести уйму его творений и подавляющая часть из них, на мой
взгляд, не стихи. Леня сам признаёт:
«Прости, я не могу
лукавить,
Наверно, я плохой поэт,
Хотел тебя в стихах прославить.
Но сделать это не сумел…»
Рифмовать «поэт — не сумел»?!
Ж. С. Да, стихи слабоваты. Но не забывайте, что
их
автору всего 14 лет и он не Саша Пушкин. К тому же, А. Косневич,
видимо, специально подчёркивает образчиками поэзии Лёни Лаврикова его
наивность и чистоту… И вообще, что вы всё время придираетесь? Вам не
нравится повесть «Как искали Шерлока Холмса»?
А. К. Я этого не говорю. Мне нравится писатель А.
Косневич и хочется, чтобы он писал всё лучше и лучше, поэтому я так
привередлив.
Ж. С. Вот и я этого хочу. Только я добрее вас и
считаю
новую книжку А. Косневича несомненной удачей автора. Вот пойду сейчас,
позвоню ему и поздравлю…
* * *
На этом книгочеи-детективолюбы А. Кристин и Ж. Сименонов
прервали свой диалог, который нечаянно подслушал и записал
/1993/
_____________________
«Тамбовская жизнь»,
1993, 12 мая.
|