Горькие беседы
Сейчас — время торгашей. Торговля заполонила и заполнила
всю нашу убогую действительность. Продают-покупают всё и вся и все. А
самым дешёвым товаром в наши дни оказалась книга. И самым неходовым,
самым невыгодным. Современная русская литература — и поэзия, и проза —
почти напрочь исчезла с полок книжных магазинов. Такова грустная
примета времени.
И всё же несмотря ни на что книжки современных авторов,
в том числе и тамбовских, от случая к случаю издаются-рождаются на
свет. Конечно, в основном за счёт средств авторов и спонсоров. Вот и
эта небольшая книжечка прозы Фрола Детдомовца под названием «Голоса у
родного порога» вышла из печати благодаря затратам семьи автора и
помощи спонсора — вице-президента московской фирмы «Союз-Сатурн» И.
Буланова. А выпустил её редакционно-издательский отдел печати и
информации администрации области.
Конечно, сразу понятно, что «Фрол Детдомовец» — это
псевдоним совершенно в духе тех эпох, когда в советской литературе
творили Максимы Горькие, Демьяны Бедные да Иваны Приблудные. Настоящее
имя автора — Анатолий Фролов, родился он в 1937 году, по профессии
журналист и данная книга — первая в его творческой биографии.
Жанр данного произведения довольно трудно определить
однозначно. Сам автор поставил два подзаголовка-определения: «Дневник»
и «Разговоры отца с сыном». В скобках ещё указано, что это «Разговор
первый». Поэтому вполне вероятно появление и второй, а то и третьей
частей книги. Повествование в ней строится на монологе отца, который
как бы беседует со своим сыном. «Как бы» потому, что сын рассказчика,
Павел, лежит уже в сырой могиле, и преждевременная трагическая смерть
его тяжким бременем вины лежит на душе автора-героя, от имени которого
ведётся повествование.
Вообще чувствуется, что книга «Голоса у родного порога»
во многом автобиографична, во многом документальна. Сюжет её насыщен
драматизмом, в центре внимания — горькая изломанная судьба главного
героя повести Георгия. Он вырос в детском доме, от жизненных невзгод
сломился, поддался пагубной страсти, попал в ЛТП, хлебнул казённой
баланды… Погиб один сын, непросто складываются отношения со вторым
сыном. А главное — сколько недоверия, предвзятости, несправедливости
надо преодолеть Георгию, дабы вернуть себе уважаемое имя, смыть
позорное пятно и титло алкоголика со своей судьбы, вновь самому
переродиться, начать новую жизнь.
Что касается формы, то Фрол Детдомовец решил о
трагической, суровой, реальной действительности писать языком
поэтическим, возвышенным, в романтически-приподнятом тоне. Вот,
например, как начинается повесть:
«На дворе вовсю поёт-звенит апрельская капель. В унисон
этой извечной, в своё время всегда прилетающей в наш чернозёмный край
откуда-то издалека-далека песне-сказке, пробуждающейся от зимних
холодов русской природе, на все лады трезвонят и расшалившиеся, точно
малые дети, воробьи-воробушки…»
К сожалению, чувство меры порой изменяет автору,
сказывается отсутствие литературного опыта, профессионализма,
губительное желание каждого начинающего прозаика писать поцветистее,
«посложнее», тогда якобы и получится «похудожественнее». Отсюда и
появляются невозможно растянутые и неестественно напыщенные монологи
героев, отсюда и в целом рыхлый, кудреватый, размытый стиль
повествования, воспринимающийся иногда как автопародия. Местами
проявляется явно и «газетно-штамповочное» влияние «районки».
«Ведь его (Сына. — Н. Н.) первые младенческие
крики
совпали с бурными днями в жизни нашей молодёжи. Освоение целины.
Строительство Куйбышевской ГЭС. Там и тут нужны были крепкие молодые
руки. Если не трус — бери комсомольскую путёвку и в полной мере
раскрывай свои деловые качества! Хоть в оренбургских степях за рулём
сельхозмашины. Хоть на строительных лесах гидроэнергетического гиганта
на Волге…»
Или:
«Зная, что я тоже спор на ногу, пусть мои ноги,
человека среднего роста, много короче его Гриши, на целую голову выше
меня вымахавшего своей сутуловатой, как у большинства удочников фигурой
ввысь, Гриша с первых же метров начал потихонечку убыстрять наш шаг…»
Увы, подобных мест, требующих капитальной редакторской
правки, в повести «Голоса у родного порога» более чем предостаточно.
Будем надеяться, что в последующих книжках Фрола Детдомовца, в
следующих «Разговорах отца с сыном», если они появятся, форма и
содержание будут приведены в соответствие.
Ведь писательский опыт прибывает от книги к книге.
/1993/
_____________________
«Тамбовская жизнь»,
1993, 9 февраля.
|