Николай Наседкин


ЛИТЕРАТУРНАЯ КРИТИКА

РЕЦЕНЗИИ


Обложка

Горькие беседы

Сейчас — время торгашей. Торговля заполонила и заполнила всю нашу убогую действительность. Продают-покупают всё и вся и все. А самым дешёвым товаром в наши дни оказалась книга. И самым неходовым, самым невыгодным. Современная русская литература — и поэзия, и проза — почти напрочь исчезла с полок книжных магазинов. Такова грустная примета времени.

И всё же несмотря ни на что книжки современных авторов, в том числе и тамбовских, от случая к случаю издаются-рождаются на свет. Конечно, в основном за счёт средств авторов и спонсоров. Вот и эта небольшая книжечка прозы Фрола Детдомовца под названием «Голоса у родного порога» вышла из печати благодаря затратам семьи автора и помощи спонсора — вице-президента московской фирмы «Союз-Сатурн» И. Буланова. А выпустил её редакционно-издательский отдел печати и информации администрации области.

Конечно, сразу понятно, что «Фрол Детдомовец» — это псевдоним совершенно в духе тех эпох, когда в советской литературе творили Максимы Горькие, Демьяны Бедные да Иваны Приблудные. Настоящее имя автора — Анатолий Фролов, родился он в 1937 году, по профессии журналист и данная книга — первая в его творческой биографии.

Жанр данного произведения довольно трудно определить однозначно. Сам автор поставил два подзаголовка-определения: «Дневник» и «Разговоры отца с сыном». В скобках ещё указано, что это «Разговор первый». Поэтому вполне вероятно появление и второй, а то и третьей частей книги. Повествование в ней строится на монологе отца, который как бы беседует со своим сыном. «Как бы» потому, что сын рассказчика, Павел, лежит уже в сырой могиле, и преждевременная трагическая смерть его тяжким бременем вины лежит на душе автора-героя, от имени которого ведётся повествование.

Вообще чувствуется, что книга «Голоса у родного порога» во многом автобиографична, во многом документальна. Сюжет её насыщен драматизмом, в центре внимания — горькая изломанная судьба главного героя повести Георгия. Он вырос в детском доме, от жизненных невзгод сломился, поддался пагубной страсти, попал в ЛТП, хлебнул казённой баланды… Погиб один сын, непросто складываются отношения со вторым сыном. А главное — сколько недоверия, предвзятости, несправедливости надо преодолеть Георгию, дабы вернуть себе уважаемое имя, смыть позорное пятно и титло алкоголика со своей судьбы, вновь самому переродиться, начать новую жизнь.

Что касается формы, то Фрол Детдомовец решил о трагической, суровой, реальной действительности писать языком поэтическим, возвышенным, в романтически-приподнятом тоне. Вот, например, как начинается повесть:

«На дворе вовсю поёт-звенит апрельская капель. В унисон этой извечной, в своё время всегда прилетающей в наш чернозёмный край откуда-то издалека-далека песне-сказке, пробуждающейся от зимних холодов русской природе, на все лады трезвонят и расшалившиеся, точно малые дети, воробьи-воробушки…»

К сожалению, чувство меры порой изменяет автору, сказывается отсутствие литературного опыта, профессионализма, губительное желание каждого начинающего прозаика писать поцветистее, «посложнее», тогда якобы и получится «похудожественнее». Отсюда и появляются невозможно растянутые и неестественно напыщенные монологи героев, отсюда и в целом рыхлый, кудреватый, размытый стиль повествования, воспринимающийся иногда как автопародия. Местами проявляется явно и «газетно-штамповочное» влияние «районки».

«Ведь его (Сына. — Н. Н.) первые младенческие крики совпали с бурными днями в жизни нашей молодёжи. Освоение целины. Строительство Куйбышевской ГЭС. Там и тут нужны были крепкие молодые руки. Если не трус — бери комсомольскую путёвку и в полной мере раскрывай свои деловые качества! Хоть в оренбургских степях за рулём сельхозмашины. Хоть на строительных лесах гидроэнергетического гиганта на Волге…»

Или:

«Зная, что я тоже спор на ногу, пусть мои ноги, человека среднего роста, много короче его Гриши, на целую голову выше меня вымахавшего своей сутуловатой, как у большинства удочников фигурой ввысь, Гриша с первых же метров начал потихонечку убыстрять наш шаг…»

Увы, подобных мест, требующих капитальной редакторской правки, в повести «Голоса у родного порога» более чем предостаточно. Будем надеяться, что в последующих книжках Фрола Детдомовца, в следующих «Разговорах отца с сыном», если они появятся, форма и содержание будут приведены в соответствие.

Ведь писательский опыт прибывает от книги к книге.

/1993/
_____________________
«Тамбовская жизнь», 1993, 9 февраля.










© Наседкин Николай Николаевич, 2001


^ Наверх


Написать автору Facebook  ВКонтакте  Twitter  Одноклассники



Рейтинг@Mail.ru