О лицедеях от литературы
Группа тамбовских писателей создала свою издательскую
фирму, назвав её оптимистично — «Новая жизнь». Под её маркой уже вышли
сборники прозы В. Герасина и В. Кравченко, несколько детских
книжек-малышек Г. Попова, сборник стихов Арк. Макарова, готовится к
выходу сборник весёлых рассказов для детей А. Акулинина…
Несколько слов хотелось бы сказать о последней новинке
«Новой жизни» — сборнике повестей Василия Кравченко «Лицедеи», и в
первую очередь о повести, давшей название книге. Интересна она для
читателей «Литературной России» особенно тем, что главные герои в ней —
писатели, поэты, сама Литература.
Итак, жили-были два брата-близнеца Огородниковы и оба
писали стихи. Только один из них, Пётр, публиковавшийся под псевдонимом
Родников, имел искру Божию, а второй, Павел, ставший в литературе
Городниковым, сочинял злободневно и ловко, но из легиона стихотворцев
выделиться не умел и не мог, оставался в поэзии ремесленником. По воле
случая (и автора) происходит метаморфоза: Павел, ставший неожиданно
Петром Родниковым, очутился на месте брата в Москве, а Пётр и вовсе под
чужим именем оказался в провинциальном Лысогорске, в котором тамбовчане
без труда узнают свой благословенный сонный град Тамбов.
Действие повести разворачивается в редакциях столичных
журналов, в Центральном Доме литераторов, в «апартаментах» областной
писательской организации Лысогорска… И за многими персонажами, за их
масками литературных лицедеев угадываются и узнаются реальные лица.
Произведение это создавалось в 1988 году, когда ветер
перемен ещё только чуть-чуть повеял в литературном мире. Ещё в полной
мере и в столичной писательской среде, и в глухоманно-провинциальной
царили застой, мрак и ложь. В. Кравченко, принадлежащий к поколению
«сорокалетних», автор восьми книг, вкладывает в повесть собственный
горький опыт, собственное покаяние.
В любые, самые мрачные времена литература жива
талантами. Петры Родниковы и в годы повсеместного диктата
лакейско-лакировочного соцреализма писали правду, сочиняли сердцем
(вообще Пётр по сюжету тоже в силу обстоятельств лицедействует, но
только не в творчестве, а лишь в частной, так сказать, жизни). Финал
повести, увы, пессимистичен: Пётр, уставший от удушливого
провинциального существования с его волчьими законами, вознамерился
было вернуться в Москву и вернуть себе своё славное имя, но в самый
последний момент нелепо погибает. А под маской Петра Родникова и с его
репутацией талантливого поэта остаётся в этой жизни литературный
приспособленец и лицедей Павел Городников. И занимает чужое место в
столичной и вообще российской литературе, надо полагать, и посейчас…
/1992/
_____________________
«Литературная
Россия»,
1992, 27 ноября.
|