Искусство редактора
Нужен ли писателю редактор?
Многие из молодых литераторов уверены, что жгучая эта
проблема возникла только в наши дни. С особой остротой она встаёт при
издании книги за счёт автора. Долой редактора — и точка! А неугодно ли
прочитать, к примеру, письмо Л. Толстого Н. Страхову, в котором великий
писатель умоляет его просмотреть авторскую правку рукописи «Войны и
мира», с чем не согласится — выбросить и внести собственную правку по
своему усмотрению.
Хотя, к слову, тот же Лев Толстой строго выговаривал
редактору «Современника» Н. Некрасову (Некрасову!) за вмешательство в
текст своей первой повести «Детство». И этот поучительный пример вы
найдёте в книге «Писатели советуются, негодуют, благодарят» (М.: Книга,
1990), которая продаётся сейчас в книжных магазинах Тамбова.
Этот сборник, на мой взгляд, должен стать настольной
книгой каждого пишущего. О любви или нелюбви к редактору — первая его
глава. А во втором разделе идёт речь о том, «автор судья или не судья
своему творению?» Потом поднимаются одна за другой не менее актуальные
литераторские проблемы: «Редакционные замечания: как принимает их
писатель?», «Редакторская правка: писатель “за” или “против”»,
«Психология творчества и редактор», «Издатель — писатель: этика
отношений», «Редактор в оценке писателя: роль, качества, методы и
принципы работы», «Корректура, опечатки: значение для автора».
Как видим, содержание книги остро и злободневно.
Представленный в сборнике опыт общения русских писателей с редакциями,
редакторами, издателями, критиками ценен особенно потому, что осмыслен
людьми выдающимися. В сборнике приведены отрывки из писем Пушкина,
Толстого, Достоевского, Бунина, Куприна, Гаршина…
Для нас, тамбовских читателей, особый интерес
представляют в книге «Писатели советуются, негодуют, благодарят» письма
Алексея Михайловича Жемчужникова. Вот, к примеру, в письме от 2 ноября
1897 года из Тамбова он с тревогой спрашивает редактора-издателя
журнала «Вестник Европы» М. Стасюлевича: «Почему Вы не напечатали
стихотворения “Поправка”? Не показалось ли оно Вам слабым и
незначительным? Ведь я, на старости, могу сам не заметить, что мне пора
кончить…»
В другом письме тому же Стасюлевичу и опять из Тамбова,
но уже десять лет спустя (30 мая 1907 г.) Алексей Михайлович пишет:
«Благодарю Вас за присылку мне оттиска моего июньского стихотворения в
“В. Е.”; но оказалось, что это стихотворение моё не вполне…» И далее,
подробно перечисляя опечатки и неудачные, по его мнению, исправления,
Жемчужников просит в следующем номере обязательно об этом напечатать,
добавляя: «…а то читатели могут, пожалуй, подумать, что я до того стар,
что уже не в силах распознать рифму от нерифмы».
Эти и другие письма А. Жемчужникова, как и письма других
писателей, составивших сборник, стоит внимательно прочитать, чтобы
проверить свои сложившиеся или ещё только формирующиеся принципы жизни
в мире литературы.
Конечно, книга «Писатели советуются, негодуют,
благодарят» не учебник в прямом смысле слова. Писать она не учит. Но
она учит и подсказывает, как надо достойно и умно существовать в мире
литературы. И стоит особо подчеркнуть, что книга, составленная А.
Мильчиным, адресована также и издателям, редакторам, критикам. Этика
взаимоотношений автора с ними предполагает грамотность и воспитанность
обеих сторон. Письма в сборнике напоминают, например, что, выступая в
роли редакторов, писатели-классики не позволяли хвалить себя или своих
соредакторов в своем журнале, не стремились без особой надобности
задевать редакторов других журналов, считали невозможным для себя
рассматривать и оценивать в своём журнале произведения друзей…
/1992/
_____________________
«Тамбовская жизнь»,
1992, 10 апреля.
|