Николай Наседкин


ЛИТЕРАТУРНАЯ КРИТИКА

РЕЦЕНЗИИ


Обложка

Искусство редактора

Нужен ли писателю редактор?

Многие из молодых литераторов уверены, что жгучая эта проблема возникла только в наши дни. С особой остротой она встаёт при издании книги за счёт автора. Долой редактора — и точка! А неугодно ли прочитать, к примеру, письмо Л. Толстого Н. Страхову, в котором великий писатель умоляет его просмотреть авторскую правку рукописи «Войны и мира», с чем не согласится — выбросить и внести собственную правку по своему усмотрению.

Хотя, к слову, тот же Лев Толстой строго выговаривал редактору «Современника» Н. Некрасову (Некрасову!) за вмешательство в текст своей первой повести «Детство». И этот поучительный пример вы найдёте в книге «Писатели советуются, негодуют, благодарят» (М.: Книга, 1990), которая продаётся сейчас в книжных магазинах Тамбова.

Этот сборник, на мой взгляд, должен стать настольной книгой каждого пишущего. О любви или нелюбви к редактору — первая его глава. А во втором разделе идёт речь о том, «автор судья или не судья своему творению?» Потом поднимаются одна за другой не менее актуальные литераторские проблемы: «Редакционные замечания: как принимает их писатель?», «Редакторская правка: писатель “за” или “против”», «Психология творчества и редактор», «Издатель — писатель: этика отношений», «Редактор в оценке писателя: роль, качества, методы и принципы работы», «Корректура, опечатки: значение для автора».

Как видим, содержание книги остро и злободневно. Представленный в сборнике опыт общения русских писателей с редакциями, редакторами, издателями, критиками ценен особенно потому, что осмыслен людьми выдающимися. В сборнике приведены отрывки из писем Пушкина, Толстого, Достоевского, Бунина, Куприна, Гаршина…

Для нас, тамбовских читателей, особый интерес представляют в книге «Писатели советуются, негодуют, благодарят» письма Алексея Михайловича Жемчужникова. Вот, к примеру, в письме от 2 ноября 1897 года из Тамбова он с тревогой спрашивает редактора-издателя журнала «Вестник Европы» М. Стасюлевича: «Почему Вы не напечатали стихотворения “Поправка”? Не показалось ли оно Вам слабым и незначительным? Ведь я, на старости, могу сам не заметить, что мне пора кончить…»

В другом письме тому же Стасюлевичу и опять из Тамбова, но уже десять лет спустя (30 мая 1907 г.) Алексей Михайлович пишет: «Благодарю Вас за присылку мне оттиска моего июньского стихотворения в “В. Е.”; но оказалось, что это стихотворение моё не вполне…» И далее, подробно перечисляя опечатки и неудачные, по его мнению, исправления, Жемчужников просит в следующем номере обязательно об этом напечатать, добавляя: «…а то читатели могут, пожалуй, подумать, что я до того стар, что уже не в силах распознать рифму от нерифмы».

Эти и другие письма А. Жемчужникова, как и письма других писателей, составивших сборник, стоит внимательно прочитать, чтобы проверить свои сложившиеся или ещё только формирующиеся принципы жизни в мире литературы.

Конечно, книга «Писатели советуются, негодуют, благодарят» не учебник в прямом смысле слова. Писать она не учит. Но она учит и подсказывает, как надо достойно и умно существовать в мире литературы. И стоит особо подчеркнуть, что книга, составленная А. Мильчиным, адресована также и издателям, редакторам, критикам. Этика взаимоотношений автора с ними предполагает грамотность и воспитанность обеих сторон. Письма в сборнике напоминают, например, что, выступая в роли редакторов, писатели-классики не позволяли хвалить себя или своих соредакторов в своем журнале, не стремились без особой надобности задевать редакторов других журналов, считали невозможным для себя рассматривать и оценивать в своём журнале произведения друзей…

/1992/
_____________________
«Тамбовская жизнь», 1992, 10 апреля.










© Наседкин Николай Николаевич, 2001


^ Наверх


Написать автору Facebook  ВКонтакте  Twitter  Одноклассники



Рейтинг@Mail.ru