Николай Наседкин


ЛИТЕРАТУРНАЯ КРИТИКА

РЕЦЕНЗИИ


Обложка

Стихия стихов

Моё твёрдое убеждение: стихи в наши дни пишут только безрассудные и смелые люди. Ибо какой здравомыслящий, нерешительный человек станет сочинять лирику, зная весьма печальный факт: читатель нынешний стихов не читает, поэтические сборники в книжных магазинах даже в руки не берёт.

Это — одна сторона проблемы. А вторая должна ещё более удручать сегодняшних потомков Пушкина и Блока: как издаться? Сейчас даже исторический роман или крутой детектив малоизвестному автору издать весьма и весьма трудно, а уж начинающему поэту (а поэты, истинные поэты, как правило, люди — не деловые, не практичные, далёкие от типографско-денежных проблем) и вовсе в наши псевдорыночные времена труднёхонько выпустить в свет свою книжечку.

Вся эта преамбула нужна лишь для того, чтобы подчеркнуть: поэт, выпустивший сборник за свой счёт, да ещё в столичном издательстве, заслуживает определённого читательского внимания и уважения. Я имею в виду тамбовского автора Евгения Боева, чья книжка лирики «Возле счастья…» издана «Советской Россией». Но, впрочем, отпечатан тираж в нашей областной тамбовской типографии «Пролетарский светоч».

Я не предрекаю Евгению Боеву громкой славы, шумного успеха, громадных тиражей его книг в будущем. Хотя, конечно, это лишь вторая книжка автора, так что всё у него пока впереди. Но данный конкретный сборник «Возле счастья…» говорит пока лишь о том, что Е. Боеву хочется и нравится говорить и писать ритмично, в рифму, рисовать мир с помощью метафор, сравнений, поэтических образов. Порой это удаётся ему лучше, интереснее, порой же не хватает профессионализма, мастерства, вдохновения.

Мне, например, глянулись те стихотворения (на титуле книжки значится не «Стихи», а — «Стихотворения») Евгения Боева, в которых он облачает в красочные одежды поэтических образов философскую мысль:

Через сито чувств и мыслей
мы просеиваем мир…

Или:

Не длинней и не короче –
аккурат какие есть –
будут дни и будут ночи,
как награда и как месть.
Что родился в эту пору,
Что карабкаешься в гору
без разбору, наугад,
и что даром кормишь свору
вожделений и утрат…

Или вот ещё одна очень глубокая и жизнеутверждающая истина, которая так легко входит в сердце и душу, благодаря удачному сравнению:

И помните – без песен
и сказочных затей
мир сумрачен и пресен,
как праздник без гостей…

И, напротив, совершенно не понравились мне строки и целые стихи тамбовского автора, написанные наскоро, не обработанные, не отшлифованные, в которых занозятся, выпирают случайные, непродуманные, неточные слова, приблизительные эпитеты. Вот для примера:

Чужим дорогам знает цену
лишь тот, кто личными богат.
Как часто мы живём бесцельно
и умираем наугад!

Согласитесь, некоторые слова очень уж «не из этой оперы», приблизительны: «личные» дороги и умирание «наугад» — плохо, очень плохо. А ведь всё стихотворение — вот эти четыре строки и есть. Здесь каждое слово должно быть отчеканено, выверено, единственно… Как и чем их заменить? Не знаю, я — не поэт. Но моё читательское сознание они корябнули, кольнули своей неуклюжестью. И что особенно жаль, подобных огрехов в сборнике «Возле счастья…» не так уж мало.

О чём это говорит? Да только о том, что автору предстоит ещё работать, работать и работать. Не стоит успокаиваться на том, что в сборник, издаваемый за свой счёт, можно вставлять каждое словесное лыко в поэтическую строку.

Я лично уверен, что появится ещё не одна поэтическая книжка Евгения Боева.

Как говорится — творческих удач!

/1992/
_____________________
«Тамбовская жизнь», 1992, 5 февраля.










© Наседкин Николай Николаевич, 2001


^ Наверх


Написать автору Facebook  ВКонтакте  Twitter  Одноклассники



Рейтинг@Mail.ru