Пустой звон
В наши дни фантастикой и книгами «ужасов» удивить
кого-либо трудно — продаются на каждом углу. Но самую ужасную книгу я
прочитал только что — роман липецкого писателя В. Топоркова «Колокола
земли» (М.: Современник, 1991)…
Впрочем, я вот что сейчас сделаю, я сначала похвалю В.
Топоркова. А его есть за что хвалить: роман в 240 страниц написан
вполне грамотно, гладко, без особых лексических ляпов. Ну разве что
автор не всегда точное значение слов помнит. Напишет, например, о
герое: «высокий, коренастый мужчина», — забывая, что коренастыми
называют, наоборот, невысоких и широкоплечих людей. Ну да, повторю,
таких мест немного в книге.
Стоит похвалить В. Топоркова и за обилие героев: не
испугался, населил роман целым колхозом, одних персонажей мужского пола
что-то около двадцати. Правда, получились они внешне похожими друг на
дружку, почему-то все до единого высоки ростом. Оно, понятно, события в
«Колоколах земли» не в Японии совершаются, а в Центральном Черноземье,
но и у нас не все же богатыри двухметровые, встречаются и пониже
колхознички, покоренастее.
Непременно похвалил бы я романиста за то, что пытается
писать он живо, динамично, напирает на диалоги, подпускает экспрессии в
повествование. Хотя, конечно, странная у него, у романиста то есть,
манера небрежно обращаться с местоимениями. Читаешь, к примеру:
«Степана и силой, и терпением, кажется, бог не обидел. Два дня назад,
когда он встретился с Плаховым в поле…», — и в недоумении хлопаешь
ресницами: кто «он»? Ведь Степан и есть Плахов — одно и то же лицо!
Вернёшься на полстраницы назад и поймешь: «он» — это другой герой,
который — Бобров. И таких «тёмных» мест в романе — сплошь и рядом на
каждом шагу…
Однако ж, чувствую, хвалить В. Топоркова трудновато, но
ведь и ругать особо не за что. Серьёзно говорю, роман «Колокола земли»,
как следует отредактировав, вполне можно было бы выдвигать на
литературную премию, каковые и давали за подобные произведения ещё лет
пять назад, не задумываясь, а авторов объявляли Героями Соцреалистического
Труда. Все изюминки «прежней»
литературы имеются в
«Колоколах земли»: и сверхположительный герой-новатор (главный агроном
колхоза Бобров), и отрицательный герой-консерватор (председатель
колхоза Дунаев), и бескомпромиссная борьба между ними, и, как водится,
прекрасная героиня Лариса, которая мечется между двумя героями и в
финале выбирает-таки героя-новатора… А уж пафоса, риторики, лозунгов в
повествовании — хоть отбавляй.
И ведь что обидно: о проблеме из проблем попытался
сочинить роман В. Топорков — о судьбе русского чернозёма, о гибели его,
но как он это сочинил, как сочинил!
«Не знаю, как тебе, а мне иногда кажется — бьёт земля
наша сейчас в колокола, требует сострадания, может быть, спасения…»
Это одна крайность: сплошной звон, красивости. А на
другой странице:
«На земле хозяином должен быть агроном. В высоком
понимании этого слова! Не конъюнктурщик, возвеличивающий сегодня одну
культуру, а завтра другую, не ретроград, цепляющийся за старое, а
истинный хлебороб, человек, заинтересованный в сохранности и
приумножении силы земли. Ведь ещё Маркс говорил, что человек по своей
сути созидатель, способный сохранять природу на века…»
И так целыми абзацами если не из учебника по агрономии,
то из передовицы областной партийной газеты былых времён.
Иные читатели (если они будут у этой книжки) могут
подумать, что «Колокола земли» — произведение весьма смелое: как же,
система планового хозяйства критикуется, в отрицательных героях
исполнительный председатель передового колхоза, не особо симпатичен и
даже консервативен слегка секретарь обкома партии… Не верьте. Всё это —
конъюнктура чистой воды. Роман сочинялся, когда обо всём этом писалось
уже в газетах. Душок конъюнктурности особенно ощутим в почтении автора
к печально известному антихмельному указу 1985 года. Уж отрицательные
персонажи все непременно пьют. И больше всех — Дунаев. Тут герой,
вернее — автор, меры не знает. Вот угощает Дунаев гостя-иностранца,
сидят они за столом вдвоём, и уже «гора пустых бутылок выстроилась на
кухне». Пора и кончать, думает читатель, — отравиться ведь можно, но
автор неумолим: «Они пили ещё долго… англичанин короткими глотками
лакал водку…» Там и до ссоры дело дошло, чуть не до драки: бедный
англичанин не знал, что «лакает» водку с плохим человеком, с
отрицательным персонажем.
Зато если В. Топорков задумает переживания «хорошего»
Боброва описать, то красок, эпитетов, жара тоже не пожалеет:
«Евгений Иванович ещё сквозь сон вздрогнул… грохот
вселил в душу тревогу… Он огляделся и пришёл в ужас… затрясло, как в
лихорадке, сердце его дрогнуло… Он с тревогой поглядывал… тоскливее
становилось на душе… Бобров чувствовал — судорогой начало сводить тело
и холодный пот, как стылый дождь, покрыл лицо… Обожгли эти слова
Боброва, обида как стрелой пронзила…»
И т. д., сцена эта бесконечна — вот ведь как переживает
за родной колхоз настоящий коммунист!
Мучительно читая сей «шедевр», я всё думал: да чем же
кончит автор? Неужто, как и должно в подобной соцреалистической
литературе, «хороший» Бобров победит? Но нет, В. Топорков, чувствуется,
литератор опытный, делает в финале ход конём: действие в «Колоколах
земли» обрывается аккурат 10 ноября 1982 года. Понимаете? Только вроде
Бобров на лопатках оказался, проиграл бой ретроградам, а ему сообщают:
так, мол, и так — Брежнев помер! И всё. А дальше, читатель, делай вывод
сам: старая жизнь кончилась, начинается новая. Ура! Наступает время
Бобровых, истинных коммунистов, время перестройки и побед. Звоните,
колокола!..
И последнее: рецензентом этого «романа» значится — А.
Чехов. Надо полагать — не Антон Павлович, уж он подобную трезвонную
беллетристику вряд ли бы благословил.
/1992/
_____________________
Газета «Выбор»
(Воронеж),
1992, №1.
|