О себе и о нас
В этих двух книгах*, вышедших в разных издательствах
почти одновременно, собраны критические работы Владимира Гусева за
последнюю четверть века.
Можно сказать, ключевое место в обоих сборниках занимает
программно-автобиографическая статья «О себе и о нас» 1984 года.
Поколение «сорокалетних» — термин устоявшийся. В. Гусев ещё раз в
сжатом концентрированном виде даёт портрет поколения, пишет об его
идеалах и роли в литературном процессе, «объясняется» с оппонентами,
почему он, В. Гусев, пишет именно то, что пишет.
Главные термины в словаре В. Гусева-критика — «стиль» и
«художественность». Особенно — стиль. Напомним, что даже в названиях
прежних книг В. Гусева он встречался неоднократно — «Память и стиль»
(1981), «Герой и стиль» (1983), «Рождение стиля» (1984). Вот и в
«совписовском» сборнике один из основных разделов назван объёмно — «Дух
и стиль», а статья «Освобождение стиля» с подзаголовком «Тезисы и
суждения» — тоже своего рода программный документ (манифест) критика.
И здесь В. Гусев констатирует, что «вопиюще слабо
освоены нашей критикой писатели целых двух-трёх молодых поколений…»
Признание примечательно особенно тем, что сам В. Гусев, сосредоточив
своё внимание на «сорокалетних» и на классике, тоже не очень-то часто
обращается к «младой» литературе. Однако в этих двух сборниках есть ряд
работ, в которых затрагивается самая сердцевина проблем сегодняшней
поэзии и прозы молодых. К примеру, статья «В предчувствии нового»
(название-то какое!) — о творческой смелости и робости,
самостоятельности и вторичности начинающих. Конкретно разбирая рассказы
дебютантов последнего времени, В. Гусев приходит к широким и
убедительным обобщениям, и одно из них сформулировано так: «некая
несвобода, что ли, ощутима в душах писателей молодых…»
Заметна широта интересов автора. Он пишет и о прозе, и о
поэзии. Пишет о театре. Немало у него статей о русской классике —
Державине, Пушкине, Бестужеве, Лермонтове, Гоголе, Кольцове, Тургеневе,
Добролюбове, Блоке… А есть в сборниках совершенно особый раздел —
«Дневник-61». Это — короткие суждения молодого тогда, в 1961-м году, В.
Гусева, которые воссоздают, по его мнению, довольно типичное
умонастроение, состояние души, направление поисков представителя нашей
гуманитарной интеллигенции последних двух-трёх десятилетий. Вот лишь
одна из записей «дневника»: «Я бы хотел быть всеми, но я один и такой,
как есть».
____________________________
* Гусев В. И. Неожиданность очевидного: Дневник современного
литератора. — М: Советский писатель, 1988;
Гусев В. И. Художественное и нравственное. — М.:
Художественная литература, 1988.
/1990/
_____________________
Журнал
«Литературная учёба», 1990, №5.
|