Записки анархиста
Разве мог предположить Пётр Алексеевич Кропоткин, почти
сто лет назад заканчивая свою книгу, что смелое и дерзкое по тем
временам название — «Записки революционера» — потускнеет в годы слишком
развитого социализма? Эх, если б назвать ему свое повествование —
«Записки анархиста»: было бы и точнее и привлекательнее для потомков.
Биография Кропоткина могла дать ему материала на собрание сочинений
томов эдак в пятнадцать. Крупнейший революционер-анархист, всемирно
известный учёный, участник и свидетель грандиозных событий в России и
Европе плюс ко всему талантливый литератор…
Он родился в 1842 году, умер в 1921-м, прах его покоится
на Новодевичьем кладбище в Москве. Кропоткин один из немногих, а может
быть, и единственный у нас из «инакомыслящих» революционеров, кто
официально сохранил после смерти и по сию пору славу, почёт и уважение.
Его имя носят в Москве улица, переулок, площадь, станция метро, в
Сибири — горный хребет и рабочий посёлок; на Кубани — город. Правда,
его «Записки революционера» (первое русское издание вышло в Лондоне в
1902 году) и в царской России, и при Советской власти печатались
традиционно с купюрами, и лишь вот это последнее по счёту издание (М.:
Московский рабочий, 1988) даёт наиболее полное представление о жизни и
деятельности Кропоткина, общественном движении второй половины XIX века.
Начальные страницы этой книги, описание дворянского
мирка на Старой Конюшенной (район Арбата) — право, могли стать
экспозицией классического русского романа в традициях Л. Толстого или
И. Гончарова. И здесь нам особенно интересны главы, рассказывающие о
проявлении литературных наклонностей, первых литературных опытов
Кропоткина. Он пробует писать повесть «История гривенника», на
двенадцатом году начинает издавать домашнюю газету «Дневные ведомости»,
а потом и ежемесячный журнал «Временник». Кто знает, не пойди Кропоткин
по трудному пути учёного-исследователя (экспедиции по Амуру,
Маньчжурии, Саянам), а затем и по тернистому пути профессионального
революционера, может быть, он стал бы одним из самых значительных
русских писателей.
Литературе вообще немало страниц отведено в «Записках
революционера». Кропоткин дружил со Степняком-Кравчинским, лично знал
Тургенева, постоянно в его книге встречаются имена Герцена, Огарёва,
Достоевского, Островского, Некрасова…
Особое место в художественной автобиографии великого
анархиста занимают страницы, повествующие об ужасах тюремного
заключения. Хотя, надо признаться, слово «ужасы» так и хочется
заключить в кавычки. Параллельное чтение Кропоткина и эпопеи «Архипелаг
ГУЛАГ» Солженицына потрясает. К примеру, мы узнаём из «Записок», что
петербургское общество не хотело верить невероятнейшим слухам: дескать,
Каракозова, покушавшегося в 1866 году на жизнь царя, «зверски» пытали…
не давали ему несколько ночей спать. От Солженицына мы знаем, что такой
метод пытки был самым «гуманным» на Лубянке и применялся к совсем
невинным людям тотально и безжалостно. А чего стоит рассказ Кропоткина
о том, как политзаключённый (правда, во французской тюрьме) заявил
протест, когда ему вместо любимого вина принесли на обед другой сорт…
По-новому мы сейчас оцениваем деятельность
революционеров, предопределившую нынешнее состояние России. Но как бы
там ни было —историю лучше изучать по первоисточникам. Таким, как
«Записки революционера» П. А. Кропоткина — учёного, вождя-анархиста,
литератора.
/1990/
_____________________
Журнал
«Литературная учёба», 1990, №4.
|