И скорбь, и готовность к действию
            В наши дни стало модно критиковать и обвинять, в
литературе сегодня те произведения на слуху, что написаны не чернилами
— желчью. И вот появляется книга с удивительным названием — «Молю
прощения» (М.: Молодая гвардия, 1990). Кто же это решился на публичное
покаяние? 
            Примечательный штрих: среди авторов сборника только один
патриарх российской литературы — Виктор Астафьев. Остальные — из
послевоенного поколения, по нынешним меркам ещё, можно сказать, молодые
писатели. Однако многие из них уже весьма весомо заявили о себе:
Валентин Курбатов, Пётр Краснов, Евгений Туинов, Михаил Щукин, Владимир
Бутромеев, Валерий Хайрюзов, Анатолий Буйлов, Сергей Алексеев… Впрочем,
не перечислять же всех авторов сборника. 
            Можно по-разному оценить рассказы, стихи, репродукции
картин в этой книге — кому-то понравится не всё. Но вот насчёт
публицистики не будет преувеличением сказать, что слабых, проходных
очерков и статей в сборнике «Молю прощения» не найдёшь. Лучше всех в
этом жанре поработали именно прозаики. Время требует конкретного,
прямого слова, и, может быть, потому в книге мало «чистой» прозы. 
            Вот очерк Михаила Щукина из Новосибирска, давший
название всему сборнику, — «Молю прощения». Здесь и история, и
статистика, и лирика, и философия, а в целом — портрет деревенской
Сибири, жестоко болеющей последние семьдесят лет, теряющей свою былую
мощь, красоту и богатства. «Великие» социальные эксперименты потрясают
сибирскую деревню (и не только сибирскую — российскую!), истощая и
обезлюдивая её. 
            М. Щукин в своём очерке приводит выдержки из
дореволюционного статистического сборника: в 1906 году из Сибири было
отправлено масла в Центральную Россию, в Амстердам и Лондон 2 973 000
пудов. Разумеется, сами сибиряки без масла не оставались. А что сейчас? 
            «Так в чём же она, моя вина? 
            Не знаю. 
            Не я срывал крестьян с места, не я вывозил их в дикий
Нарым, не я объявлял деревни неперспективными, не я… 
            Но разве легче от этого? 
            Мне хочется встать на колени, на первый, ещё ничем не
замаранный снег и тихо сказать: 
            — Прости… Простите…» 
            Так заканчивается очерк Михаила Щукина. 
            Составитель сборника красноярец Олег Пащенко выступил в
сборнике с остропроблемным очерком «Нам бы только собраться вместе».
Кто читал не так давно в «Литературной России» его статью «Аппарат или
товарищество?» («ЛР», 12 мая 1990 года), тот не удивится смелости и
беспощадности анализа автором механизма партийной и Советской власти на
местах.  
            Всего четыре книжные странички заняла небольшая статья
Валерия Хайрюзова из Иркутска «Беда над тайгой», но, несмотря на малый
объём, она не затерялась в сборнике. Сам лётчик, В. Хайрюзов немало
налетал часов, опыляя леса дустом и прочей «химической смертью», делая
это, как ему тогда казалось, с благой целью. И вот однажды он воочию, с
земли, увидел результаты своего «труда» — скрюченные, почерневшие
листья, умирающие деревья и — ни зверья, ни птиц, ни насекомых…  
            Конечно, обо всех этих проблемах пишется чуть ли не
каждый день и в периодике. Но редко подобные статьи заставляют
тревожиться читателя уже потому, что в который раз об одном и том же
говорится стёртыми, общими словами. А вот очерк Анатолия Буйлова
(Дивногорск) «Что с нами происходит?» берёт за живое. В этом-то особая
сила и особое значение сборника «Молю прощения», он — страстная
апелляция к общественному разуму, призыв ко всем нам: очнитесь,
вдумайтесь, начните действовать! Объём очерка А. Буйлова солиден, так
что материала, фактов, мыслей немало, не последнюю роль играет
выразительность слова и письма прозаика, книги которого на прилавках не
залеживаются. 
            Мы почти совсем загубили Родину, утратили корни, попали
в сложный лабиринт, который может завести нас в окончательный тупик.
Надо искать выход. И, как пишет Валентин Курбатов, «не порознь, а — как
всегда на Руси в трудный час — миром, с о б о р о м». 
            /1990/ 
             
            _____________________ 
  «Литературная Россия»,
1990, 24 августа. 
             |