Пасынки столицы
Роман «Заросли» нашего земляка Петра Алёшкина вышел
только что в издательстве «Советский писатель». Создавался он с
перерывами почти двенадцать лет. На последней странице этой объёмистой
книги (более 500 страниц!) обозначены географические координаты её
рождения — Харьков, Ульт-Ягун Сургутского района, Масловка Тамбовской
области, Коктебель, Москва. Это — и географические вехи биографии
самого автора, ставшего москвичом после долгого и упорного пути по
городам и весям нашего бескрайнего Отечества.
В романе есть «двойник» Петра Алёшкина — молодой
писатель Петя Антошкин. Он, как и автор, родился в глухоманном селе на
Тамбовщине, с детства возмечтал стать писателем и, помотавшись по
стране, пришёл в конце концов к выводу, что только в столице можно
претворить свои мечты в реальность. Увы, так оно и есть: практически
только Москва, эта наша внутрисоюзная литдержава, предоставляет
начинающим реальные шансы на то, чтобы пробиться, опубликоваться,
сделать писательскую карьеру. А в глубинке, в тех медвежьих для
литературы местах, что начинаются у нас сразу же за Московской
кольцевой дорогой, таланту легче всего погибнуть, затеряться, истратить
свои творческие силы и время зря, за здорово живёшь. Вот и рвутся
будущие Шукшины и Астафьевы в Москву-матушку, вот и получается, что в
писательской организации нашей литературной столицы-державы самих
аборигенов, москвичей по рождению, гораздо менее 20 процентов.
Нормально такое положение дел? Конечно — нет. Особенно
при нашей дикой системе прописок, лимитов, как бы отсутствия жилья.
Мечта Пети Антошкина в романе сбывается, внешне судьба его
определилась, Москва его обласкала: выходят его книги, работает он в
одном из центральных издательств, полон творческих сил и замыслов. Но в
текст романа целиком включены два рассказа Петра Антошкина, и один из
них — «Прощание со сказкой» — полон тревоги, грусти, сожалений… А ведь
это автобиографическое повествование Пети Антошкина (и, надо понимать,
самого П. Алёшкина) о том, как он искал в столице землю обетованную.
«И вот я с тобой, Москва! Как ласково говоришь ты иногда
со мной, лишь одно участие в речах твоих! Почему же в ушах моих звон и
болезненный хруст? Знаю, что я не сын твой, Москва, а пасынок и не на
коне пока, а под конём. А конь твой строптив, без жалости затопчет,
если замешкаешься, не будешь ловок и гибок!..»
Да не стёрлись в памяти, в душе Пети Антошкина обидные
воспоминания о том, как ещё в детстве старший брат пообещал ему
показать из тамбовской Масловки далёкую сказочную Москву и, больно
схватив его сзади за уши, стиснув голову руками, приподнял над землёй —
смотри!..
Многие из нас, будучи молодыми и лёгкими на подъём,
стремятся в столицу. «В Москву! В Москву!» — этот возглас-мечта героинь
А. П. Чехова из «Трёх сестер» особенно в наше время как никогда
призывным набатом звучит для юных провинциалов, мечтающих найти в
Москве рай земной. Почти все герои романа «Заросли» — лимитчики.
Наверное, ни в одном языке мира нет больше подобного понятия. Где ещё
человек должен зарабатывать и отрабатывать своё право на жизнь и
прописку в столице своей собственной Родины? Где ещё он должен для
этого заниматься несколько лет примитивным конвейерным или
копательно-таскательным трудом, словно отбывая наказание?..
Типичные судьбы мытарей из легиона лимитчиков особенно
подробно и образно показаны на примере судеб двух главных героев романа
— Ивана Егоркина и Романа Палубина. Начало биографий у них схоже: оба
после службы в Афганистане, после боёв, запаха смерти и ранений
оказались в Москве. Иван ещё до армии уехал из своей родной Тамбовщины
в столицу, Роману же возвращаться из госпиталя было некуда —
детдомовский. Пётр Алёшкин шаг за шагом показывает, как искушает,
испытывает на прочность Москва своих «пасынков», подкидывает им один
экзамен за другим, словно правило такое жизненное существует — ни дня,
ни часа без проблем!
Иван Егоркин выдерживает испытание, хотя тяжестей,
несправедливостей, обид, доставшихся на его долю, с лихвою, хватило бы
и на пятерых. Достаточно сказать, что даже через суд несправедливый
пришлось ему пройти, тюремной баланды похлебать. Роман же не выдержал
искусов, позавидовал лёгкой и блестящей жизни дельцов, которыми
переполнена многолюдная и бескрайняя Москва. Автор «приговаривает»
вчерашнего героя-десантника к позорной смерти на тюремных нарах от
бритвы уголовников, а перед этим заставляет его пройти все ступени вниз
— лакейство в роли официанта «грязного» ресторана, разрушение семьи,
омерзительную «любовную» связь с одним из главарей столичной мафии…
В романе П. Алёшкина вообще немало так называемой
«чернухи» — показаны здесь и мафия, и проституция, и наркомания. Но
немало страниц произведения в противовес этому написаны в стиле светлой
молодёжной прозы 70-х годов — сцены заводских будней, любви и счастья
семейной жизни (пусть в бедности, да в честности!), описание энтузиазма
Ивана Егоркина и близких ему друзей, их идейных споров на возвышенные,
вечные вопросы жизни и бытия… Это столкновение светлого и тёмного в
романе порой выглядит, может быть, и несколько наивно, но ведь
наивность — необходимейшая часть души большинства из нас в пору ранней
юности. Разве не так?..
Важное значение для восприятия и понимания нового
произведения Петра Алёшкина имеют заголовок и подзаголовок: «Заросли»,
«Эпизоды из жизни провинциалов в столице». Что касается жизни
провинциалов (преимущественно — сыновей и дочерей Тамбовщины) в Москве,
то об этом, речь уже шла, а почему — «Заросли»? Ключ к этому
слову-образу содержится опять же в рассуждениях героя-литератора Пети
Антошкина:
«…жизнь наша — блуждание в зарослях в поисках дороги к
счастью. Никто не знает, в какой стороне эта дорога. И кружим мы в
зарослях, блуждаем, ветки хлещут по лицу, падаем, набиваем синяки да
шишки. Выбрались на тропинку, широкая, много людей протопало по ней.
Радуемся — на верном пути, вот-вот выберемся на дорогу большую дорогу к
счастью. Торопимся, бежим, спотыкаемся, а тропинка всё уже, всё
неприметней, глядишь и исчезла. И опять вокруг одни заросли. И снова
кружим, кружим, кружим…»
Добавлю к этому, что в романе Петра Алёшкина этот образ
зарослей жизни как бы воплотился, предметно материализовался в образе
каменных зарослей Москвы, в которых блуждают герои романа, бросившие
для поисков эфемерного счастья свои родные тамбовские привольные
просторы.
Зачем?..
/1990/
_____________________
«Тамбовская правда»,
1990, 22 февраля.
«Литературная Россия», 1990, 6 апреля.
|