Смеяться, право, не грешно…
Ходят упорные слухи, что полчаса смеха по калориям
заменяют полкилограмма мяса или колбасы. Так что при сегодняшнем
колбасном дефиците нам надо смеяться как можно чаще и продолжительнее.
Особенно, если есть повод.
А повод — и весьма серьёзный! — только что появился.
Дело в том, что Центрально-Чернозёмное книжное издательство выпустило в
свет книжку сатирических и юмористических новелл, басен, пародий под
довольно аппетитным названием «Омлет из шампиньонов».
Кстати сказать, название этому сборнику дал рассказ
тамбовчанина Валерия Седых (знай наших!), а вообще среди авторов
«Омлета…» мы с удовольствием обнаруживаем имена пятерых
юмористов-земляков. Это, кроме В. Седых, тамбовчане Николай Кулин,
Виталий Гармаш, Геннадий Попов и мичуринец Анатолий Смагин. Думается,
все они прекрасно знакомы читателям «Тамбовской правды».
Что ещё хорошего можно сказать об этой книжке и её
авторах? Ну, к примеру, издана она, по нашим чернозёмным меркам,
удивительно неплохо — в твёрдой обложке, с интересными юморными
рисунками художника Виктора Сиротинцева, даже стоит упомянуть, что
бумага на книжку пошла довольно приличная, номер два, что редко-таки
случается в Воронежском издательстве.
А об авторах? Что ж, нельзя не упомянуть, что все они (я
имею в виду наших, тамбовских) уже не новички в литературе. Тот же
Валерий Седых где только ни публиковался: и в «Крокодиле», и в «Чаяне»,
и даже в чешском «Дикобразе», успел поприсутствовать в качестве
участника на Первом всероссийском совещании молодых юмористов и на двух
Всесоюзных семинарах фельетонистов.
А возьмём Николая Кулина. Где он только не публиковался:
в «Крокодиле» не публиковался, в «Дикобразе» не публиковался… Но зато
юморески Н. Кулина печатались в «Чаяне», «Почемыше» и других не менее
популярных изданиях. И так каждый из авторов— творческую биографию
юмориста уже в той или иной мере имеет.
Может быть, рискнуть и попробовать напомнить читателям,
о чём пишут наши тамбовские жванецкие и зощенки, откуда черпают сюжеты?
Из жизни. Вот рассказик Анатолия Смагина «А кто сегодня не пришёл?» — о
том, как можно здорово поднять дисциплину на производстве, стоит только
на этом же самом производстве каждодневно продавать дефицит. Разве не
смешно — взять в союзники один недостаток нашей сегодняшней
действительности, чтобы с его помощью избавиться от другого?
А вот вам такой загадочный пассаж: «Иван Иванович
Микрюков — умелый, высококлассный дебошир. Он уже давно зарекомендовал
себя отличным, взыскательным пьяницей. Умело, профессионально
оскорбляет жену, бьёт детей…» Это начало стенгазетной зарисовки о герое
остроумного рассказа Николая Кулина «Противоречивый Микрюков». Как
такое могло случиться и произойти, можно узнать, лишь прочитав юмореску
полностью.
Обязательно надо сказать о миниатюрной эпопее Валерия
Седых «Благородный поступок». Это ж надо такое сочинить; верзила
похмельный без очереди к прилавку полез и возмутившуюся таковым
поступком гражданку жутко оскорбил. И что же? Ни единый из мужчин, даже
самых широкоплечих в очереди, не заступился за даму. «И тут всё во мне
перевернулось, — рассказывает сизоносый герой рассказа. — Хулиган,
пьяница, алкоголик несчастный (Это он сам о себе — Н. Н.), можно
сказать, пристает к женщине, к девушке даже, оскорбляет её, а эти
рыцари никак не реагируют. И зло меня взяло!..» Короче, сам же он и
вступился за честь оскорблённой им самим дамы.
На сюжете этого рассказика легко разглядеть один из
главных принципов построения смешной сцены: надо взять жизненную
примелькавшуюся ситуацию, но ввернуть в неё немыслимый фантастический
финал или фабульный ход. Когда этого нет, да ещё маловато находок на
уровне языка, так называемый юмористический рассказ не смешит, и тогда
понимаешь, что юмореской пытается прикинуться тягучий «несвежий»
фельетон. Увы, увы —встречаются, на мой взгляд, в сборнике «Омлет из
шампиньонов» и такие, не совсем удачные детища наших родных юмористов.
Особенно те вещицы, где темы взяты старые и надоевшие ещё по временам
застоя. Читаешь и думаешь, иногда даже позёвывая, ну сколько же можно
писать о сыновьях-двоечниках, которые берут пример со своих отцов,
сколько можно о том, что в конторах у нас пьют чаи и разгадывают
кроссворды, сколько можно высмеивать слесарей и бухгалтеров?..
Впрочем, юмористов и сатириков критиковать опасно, они
завсегда могут резонно возразить: вам не смешно потому, что у вас
чувство юмора без Знака качества, а то и вовсе его у вас нету, чувство
юмора-то — не каждому дано. Что ж, спорить трудно.
Поэтому брюзжать больше не буду, а, совсем наоборот, ещё
добавлю, чуточку приятных всяких слов. И в частности, об единственном
«из наших» поэте-сатирике Геннадии Попове. Его стихотворные миниатюры,
по-моему, здорово украсили сборник своей перестроечной злободневностью.
И под конец этих кратких заметок о сборнике «Омлет из
шампиньонов» осталось сообщить самое смешное — тираж его всего 10 тысяч
экземпляров. Попробуйте, достаньте!
/1988/
_____________________
«Тамбовская правда»,
1988, 17 декабря. |