Николай Наседкин


ЛИТЕРАТУРНАЯ КРИТИКА

РЕЦЕНЗИИ


Обложка

Смеяться, право, не грешно…

Ходят упорные слухи, что полчаса смеха по калориям заменяют полкилограмма мяса или колбасы. Так что при сегодняшнем колбасном дефиците нам надо смеяться как можно чаще и продолжительнее. Особенно, если есть повод.

А повод — и весьма серьёзный! — только что появился. Дело в том, что Центрально-Чернозёмное книжное издательство выпустило в свет книжку сатирических и юмористических новелл, басен, пародий под довольно аппетитным названием «Омлет из шампиньонов».

Кстати сказать, название этому сборнику дал рассказ тамбовчанина Валерия Седых (знай наших!), а вообще среди авторов «Омлета…» мы с удовольствием обнаруживаем имена пятерых юмористов-земляков. Это, кроме В. Седых, тамбовчане Николай Кулин, Виталий Гармаш, Геннадий Попов и мичуринец Анатолий Смагин. Думается, все они прекрасно знакомы читателям «Тамбовской правды».

Что ещё хорошего можно сказать об этой книжке и её авторах? Ну, к примеру, издана она, по нашим чернозёмным меркам, удивительно неплохо — в твёрдой обложке, с интересными юморными рисунками художника Виктора Сиротинцева, даже стоит упомянуть, что бумага на книжку пошла довольно приличная, номер два, что редко-таки случается в Воронежском издательстве.

А об авторах? Что ж, нельзя не упомянуть, что все они (я имею в виду наших, тамбовских) уже не новички в литературе. Тот же Валерий Седых где только ни публиковался: и в «Крокодиле», и в «Чаяне», и даже в чешском «Дикобразе», успел поприсутствовать в качестве участника на Первом всероссийском совещании молодых юмористов и на двух Всесоюзных семинарах фельетонистов.

А возьмём Николая Кулина. Где он только не публиковался: в «Крокодиле» не публиковался, в «Дикобразе» не публиковался… Но зато юморески Н. Кулина печатались в «Чаяне», «Почемыше» и других не менее популярных изданиях. И так каждый из авторов— творческую биографию юмориста уже в той или иной мере имеет.

Может быть, рискнуть и попробовать напомнить читателям, о чём пишут наши тамбовские жванецкие и зощенки, откуда черпают сюжеты? Из жизни. Вот рассказик Анатолия Смагина «А кто сегодня не пришёл?» — о том, как можно здорово поднять дисциплину на производстве, стоит только на этом же самом производстве каждодневно продавать дефицит. Разве не смешно — взять в союзники один недостаток нашей сегодняшней действительности, чтобы с его помощью избавиться от другого?

А вот вам такой загадочный пассаж: «Иван Иванович Микрюков — умелый, высококлассный дебошир. Он уже давно зарекомендовал себя отличным, взыскательным пьяницей. Умело, профессионально оскорбляет жену, бьёт детей…» Это начало стенгазетной зарисовки о герое остроумного рассказа Николая Кулина «Противоречивый Микрюков». Как такое могло случиться и произойти, можно узнать, лишь прочитав юмореску полностью.

Обязательно надо сказать о миниатюрной эпопее Валерия Седых «Благородный поступок». Это ж надо такое сочинить; верзила похмельный без очереди к прилавку полез и возмутившуюся таковым поступком гражданку жутко оскорбил. И что же? Ни единый из мужчин, даже самых широкоплечих в очереди, не заступился за даму. «И тут всё во мне перевернулось, — рассказывает сизоносый герой рассказа. — Хулиган, пьяница, алкоголик несчастный (Это он сам о себе — Н. Н.), можно сказать, пристает к женщине, к девушке даже, оскорбляет её, а эти рыцари никак не реагируют. И зло меня взяло!..» Короче, сам же он и вступился за честь оскорблённой им самим дамы.

На сюжете этого рассказика легко разглядеть один из главных принципов построения смешной сцены: надо взять жизненную примелькавшуюся ситуацию, но ввернуть в неё немыслимый фантастический финал или фабульный ход. Когда этого нет, да ещё маловато находок на уровне языка, так называемый юмористический рассказ не смешит, и тогда понимаешь, что юмореской пытается прикинуться тягучий «несвежий» фельетон. Увы, увы —встречаются, на мой взгляд, в сборнике «Омлет из шампиньонов» и такие, не совсем удачные детища наших родных юмористов. Особенно те вещицы, где темы взяты старые и надоевшие ещё по временам застоя. Читаешь и думаешь, иногда даже позёвывая, ну сколько же можно писать о сыновьях-двоечниках, которые берут пример со своих отцов, сколько можно о том, что в конторах у нас пьют чаи и разгадывают кроссворды, сколько можно высмеивать слесарей и бухгалтеров?..

Впрочем, юмористов и сатириков критиковать опасно, они завсегда могут резонно возразить: вам не смешно потому, что у вас чувство юмора без Знака качества, а то и вовсе его у вас нету, чувство юмора-то — не каждому дано. Что ж, спорить трудно.

Поэтому брюзжать больше не буду, а, совсем наоборот, ещё добавлю, чуточку приятных всяких слов. И в частности, об единственном «из наших» поэте-сатирике Геннадии Попове. Его стихотворные миниатюры, по-моему, здорово украсили сборник своей перестроечной злободневностью.

И под конец этих кратких заметок о сборнике «Омлет из шампиньонов» осталось сообщить самое смешное — тираж его всего 10 тысяч экземпляров. Попробуйте, достаньте!

/1988/
_____________________
«Тамбовская правда», 1988, 17 декабря.










© Наседкин Николай Николаевич, 2001


^ Наверх


Написать автору Facebook  ВКонтакте  Twitter  Одноклассники



Рейтинг@Mail.ru