Николай Наседкин


ЛИТЕРАТУРНАЯ КРИТИКА

РЕЦЕНЗИИ


Обложка

Освобождённое дыхание стиха


Сибирь — особая страна,
ещё не познанное чудо,
то отовсюду мне видна,
то не видна мне ниоткуда.

Эти экспрессивные строки из сборника «Роща» Ларисы Васильевой свидетельствуют об особом отношении к Сибири. Я не знаю, жила ли когда-нибудь Лариса Васильева за Уралом, а может, родилась там? По крайней мере то, что она знает этот гигантский край, чувствует его и любит, понять из её творчества несложно.

Сибирь!
Излуки сильных рек.
Мои измученные вены.

Понять и воспринять. Потому что, повторяю, в её поэзии заключён такой эмоциональный заряд убеждённости и увлечённости, что невольно попадаешь под её влияние, начинаешь смотреть на мир глазами поэта, глазами лирической героини этих стихов.

Не будем вдаваться сейчас в подробные рассуждения о том, «женская» или «не женская» поэзия перед нами, главное не в этом, главное в том, что это поэзия настоящая:

Мы на шаре — всего муравьи.
Шар в бескрайности — тоже малютка.
Что ж вы, бедные люди мои,
друг на друга оскалились жутко?

Можно ещё и ещё цитировать строки из сборника «Роща», чтобы, рассказывая о Ларисе Васильевой и её поэзии, дать возможность услышать и оценить её поэтический голос.

Книжка эта не очень большая по объёму, но довольно ёмкая по содержанию. Если позволено будет обыграть её название, то можно сказать, что девять разделов-делянок со стихами-деревьями составили вкупе своеобразную поэтическую рощу, пронизанную солнечным светом и шумом дождя, наполненную голосами птиц, запахами трав, цветов, грибов. И когда идёшь (продолжу сравнение) по этой роще, вчитываешься в строки, то понимаешь, что в них воплотились лучшие черты творчества Ларисы Васильевой — естественность интонации и обострённое чувство истории, гражданственность и лиризм.

И именно она имела, как мне кажется, полное право написать такие «простые» строки:

Не верьте, что поэт — звезда,
летящая невесть куда,
непредсказуемое чудо,
летящее невесть откуда.

И всё-таки, поэт — звезда,
летящая невесть куда,
летящее невесть откуда
непредсказуемое чудо.

Поэтическую звезду Ларисы Васильевой золотые нити общности соединяют с поэтами всех поколений, близкими ей по духу. То тут, то там в строках сборника мелькают имена Владимира Маяковского, Александра Яшина, Сергея Наровчатова и других Поэтов. Видимо, они сыграли определённую роль в том, что есть в советской поэзии поэт Лариса Васильева, у которой «в освобождённое дыханье преображаются стихи».

Подробнее хочется остановиться на одной из самых значимых составных её поэзии — лиричности. Недаром жанр книги «Роща» определён как «лирические тетради». И в этом плане особый отклик в душе читателя любого возраста должны вызвать стихи из цикла «Молодость», написанные в разные годы и объединённые в «непоэму» (опять же по определению автора). Здесь строфы-фрагменты, словно акварельные мазки, образуют картину человеческой любви со всеми её оттенками.

Сборник «Роща» свидетельствует о том, что Лариса Васильева находится в поре творческого расцвета, продолжает активно и плодотворно работать, и всё новые и новые её поэтические произведения нашли и находят путь к сердцу читателя.

/1986/
_____________________
«Литературная Россия», 1986, 5 декабря.










© Наседкин Николай Николаевич, 2001


^ Наверх


Написать автору Facebook  ВКонтакте  Twitter  Одноклассники



Рейтинг@Mail.ru