Освобождённое дыхание стиха
             
            Сибирь — особая
страна,  
            ещё не познанное чудо,  
            то отовсюду мне видна,  
            то не видна мне ниоткуда. 
             
            Эти экспрессивные строки из сборника «Роща» Ларисы
Васильевой свидетельствуют об особом отношении к Сибири. Я не знаю,
жила ли когда-нибудь Лариса Васильева за Уралом, а может, родилась там?
По крайней мере то, что она знает этот гигантский край, чувствует его и
любит, понять из её творчества несложно. 
            Сибирь! 
            Излуки сильных рек. 
            Мои измученные вены. 
             
            Понять и воспринять. Потому что, повторяю, в её поэзии
заключён такой эмоциональный заряд убеждённости и увлечённости, что
невольно попадаешь под её влияние, начинаешь смотреть на мир глазами
поэта, глазами лирической героини этих стихов. 
            Не будем вдаваться сейчас в подробные рассуждения о том,
«женская» или «не женская» поэзия перед нами, главное не в этом,
главное в том, что это поэзия настоящая: 
            Мы на шаре — всего
муравьи.  
            Шар в бескрайности — тоже малютка.  
            Что ж вы, бедные люди мои,  
            друг на друга оскалились жутко? 
             
             
            Можно ещё и ещё цитировать строки из сборника «Роща»,
чтобы, рассказывая о Ларисе Васильевой и её поэзии, дать возможность
услышать и оценить её поэтический голос. 
            Книжка эта не очень большая по объёму, но довольно ёмкая
по содержанию. Если позволено будет обыграть её название, то можно
сказать, что девять разделов-делянок со стихами-деревьями составили
вкупе своеобразную поэтическую рощу, пронизанную солнечным светом и
шумом дождя, наполненную голосами птиц, запахами трав, цветов, грибов.
И когда идёшь (продолжу сравнение) по этой роще, вчитываешься в строки,
то понимаешь, что в них воплотились лучшие черты творчества Ларисы
Васильевой — естественность интонации и обострённое чувство истории,
гражданственность и лиризм. 
            И именно она имела, как мне кажется, полное право
написать такие «простые» строки: 
            Не верьте, что поэт —
звезда,  
            летящая невесть куда,  
            непредсказуемое чудо,  
            летящее невесть откуда. 
             
            И всё-таки, поэт — звезда,  
            летящая невесть куда,  
            летящее невесть откуда  
            непредсказуемое чудо. 
             
            Поэтическую звезду Ларисы Васильевой золотые нити
общности соединяют с поэтами всех поколений, близкими ей по духу. То
тут, то там в строках сборника мелькают имена Владимира Маяковского,
Александра Яшина, Сергея Наровчатова и других Поэтов. Видимо, они
сыграли определённую роль в том, что есть в советской поэзии поэт
Лариса Васильева, у которой «в освобождённое дыханье преображаются
стихи». 
            Подробнее хочется остановиться на одной из самых
значимых составных её поэзии — лиричности. Недаром жанр книги «Роща»
определён как «лирические тетради». И в этом плане особый отклик в душе
читателя любого возраста должны вызвать стихи из цикла «Молодость»,
написанные в разные годы и объединённые в «непоэму» (опять же по
определению автора). Здесь строфы-фрагменты, словно акварельные мазки,
образуют картину человеческой любви со всеми её оттенками. 
            Сборник «Роща» свидетельствует о том, что Лариса
Васильева находится в поре творческого расцвета, продолжает активно и
плодотворно работать, и всё новые и новые её поэтические произведения
нашли и находят путь к сердцу читателя. 
            /1986/ 
             
            _____________________ 
            «Литературная
Россия»,
1986, 5 декабря.  |