Освобождённое дыхание стиха
Сибирь — особая
страна,
ещё не познанное чудо,
то отовсюду мне видна,
то не видна мне ниоткуда.
Эти экспрессивные строки из сборника «Роща» Ларисы
Васильевой свидетельствуют об особом отношении к Сибири. Я не знаю,
жила ли когда-нибудь Лариса Васильева за Уралом, а может, родилась там?
По крайней мере то, что она знает этот гигантский край, чувствует его и
любит, понять из её творчества несложно.
Сибирь!
Излуки сильных рек.
Мои измученные вены.
Понять и воспринять. Потому что, повторяю, в её поэзии
заключён такой эмоциональный заряд убеждённости и увлечённости, что
невольно попадаешь под её влияние, начинаешь смотреть на мир глазами
поэта, глазами лирической героини этих стихов.
Не будем вдаваться сейчас в подробные рассуждения о том,
«женская» или «не женская» поэзия перед нами, главное не в этом,
главное в том, что это поэзия настоящая:
Мы на шаре — всего
муравьи.
Шар в бескрайности — тоже малютка.
Что ж вы, бедные люди мои,
друг на друга оскалились жутко?
Можно ещё и ещё цитировать строки из сборника «Роща»,
чтобы, рассказывая о Ларисе Васильевой и её поэзии, дать возможность
услышать и оценить её поэтический голос.
Книжка эта не очень большая по объёму, но довольно ёмкая
по содержанию. Если позволено будет обыграть её название, то можно
сказать, что девять разделов-делянок со стихами-деревьями составили
вкупе своеобразную поэтическую рощу, пронизанную солнечным светом и
шумом дождя, наполненную голосами птиц, запахами трав, цветов, грибов.
И когда идёшь (продолжу сравнение) по этой роще, вчитываешься в строки,
то понимаешь, что в них воплотились лучшие черты творчества Ларисы
Васильевой — естественность интонации и обострённое чувство истории,
гражданственность и лиризм.
И именно она имела, как мне кажется, полное право
написать такие «простые» строки:
Не верьте, что поэт —
звезда,
летящая невесть куда,
непредсказуемое чудо,
летящее невесть откуда.
И всё-таки, поэт — звезда,
летящая невесть куда,
летящее невесть откуда
непредсказуемое чудо.
Поэтическую звезду Ларисы Васильевой золотые нити
общности соединяют с поэтами всех поколений, близкими ей по духу. То
тут, то там в строках сборника мелькают имена Владимира Маяковского,
Александра Яшина, Сергея Наровчатова и других Поэтов. Видимо, они
сыграли определённую роль в том, что есть в советской поэзии поэт
Лариса Васильева, у которой «в освобождённое дыханье преображаются
стихи».
Подробнее хочется остановиться на одной из самых
значимых составных её поэзии — лиричности. Недаром жанр книги «Роща»
определён как «лирические тетради». И в этом плане особый отклик в душе
читателя любого возраста должны вызвать стихи из цикла «Молодость»,
написанные в разные годы и объединённые в «непоэму» (опять же по
определению автора). Здесь строфы-фрагменты, словно акварельные мазки,
образуют картину человеческой любви со всеми её оттенками.
Сборник «Роща» свидетельствует о том, что Лариса
Васильева находится в поре творческого расцвета, продолжает активно и
плодотворно работать, и всё новые и новые её поэтические произведения
нашли и находят путь к сердцу читателя.
/1986/
_____________________
«Литературная
Россия»,
1986, 5 декабря. |