Своя борозда
Не принято с этого начинать рецензии, но не могу
удержаться, чтобы сразу же не отметить «внешние данные» рецензируемой
книги. Вышла она в столичном издательстве «Современник» — Виктор
Герасин «Час туда — час обратно». Изящно изданная, на хорошей бумаге, с
интересными и содержательными гравюрами-заставками художника Н.
Абакумова, в твёрдом аккуратном переплёте, она как бы невольно просится
в руки книголюба.
Но главное, конечно, не форма, а содержание. А я думаю,
многие тамбовские читатели представляют себе, что такое — проза Виктора
Герасина. Мне уже приходилось писать о том, что у писателя из Котовска
довольно счастливая судьба в литературе. Его рассказы сами по себе, без
всяких там авторитетных рекомендаций, нашли своё место на страницах
областных газет, потом — в журналах «Подъём» и «Наш современник», в
Центрально-Чернозёмном издательстве. И вот теперь — в «Современнике».
Уже одно это о многом говорит. А совсем недавно произошло счастливое и
значимое событие в творческой судьбе В. Герасина — его приняли в Союз
писателей СССР.
Впрочем, иной скептик, не знакомый ещё с творчеством В.
Герасина, может поджать губы: подумаешь, дескать, сейчас много чего
издают, да вот почитать нечего. Что ж, попробую показать, в чём
заключаются несомненные достоинства большей части прозы из сборника
«Час туда — час обратно».
Хотя бы вот это: не может не вызывать симпатии авторское
отношение В. Герасина к жизни, действительности. Ему чужд менторский
поучающий тон, не встретишь в его рассказах морализаторских выводов. И
всё же, читая его произведения, вдумчивый читатель обязательно будет
размышлять, примеривать на себя сюжетные коллизии, делать определённые
выводы. Всегда можно почувствовать, чью сторону в конфликтных
ситуациях, в столкновениях разных мировоззрений держит автор, и, как
правило, всегда соглашаешься с ним.
Вот, к примеру, рассказ «О чём ты, подруга?..» Дом
престарелых. Две старухи. Невесёлое их житьё-бытьё. Воспоминания.
Ожидание прихода сыновей… Не правда ли, сюжет не нов? Но рассказ
читаешь от первой до последней строки с неослабеваемым интересом. Тема
эта чрезвычайно сложная, здесь легко впасть в мелодраматизм,
сентиментальность, плаксивость. Виктору Герасину удаётся выдержать тот
необходимый тон, тот стиль, ту интонацию, так подобрать слова и
выстроить сюжетные ходы, что его любовь и уважение к героиням-старухам
не декларируется, но явно чувствуется и передаётся нам, читателям. И
ещё: можно прочитать немало статей в газетах и журналах о том, как дети
спроваживают своих отцов и матерей в дома престарелых, но, мне кажется,
такой рассказ, как «О чём ты, подруга?..», способен потрясти душу
читателя сильнее десятка статей.
Лично мне нравится в прозе Виктора Герасина и стиль,
тональность, интонация. В большинстве произведений явно ощущается
сказовая манера письма. Даже если повествование ведётся от автора, в
третьем лице, и тогда слова льются свободно, герой-рассказчик не
слишком заботится о педантичном соблюдении правил литературной лексики
и синтаксиса, не засушивает свой язык. Словно с вами беседует чуть
наивный и простоватый, но в то же время «себе на уме»», как говорится,
сын земли, деревенский житель, в чём-то немного «чудик». Автор зачастую
позволяет читателю «подслушать» мысли героя, заглянуть в самые
сокровенные уголки его души.
«Дочь никак не выходила замуж. И выучилась, и работает
аптекарем, и жильё имеет, комнатушку в семейном общежитии, но ведь это
в городе. Что ж ещё надо? Одинокой жизнь не проживёшь. Разбалуется,
люди смеяться станут да при случае вслед пальцем указывать. А отцу
каково на всё это смотреть?..» Так начинается один из лучших, на мой
взгляд, рассказов сборника «Мы с зятем». Читатель сразу попадает в
самый центр забот Романа, Романа Васильевича, простого совхозного
скотника, отца взрослой дочери. Именно через душу Романа, его взглядом
смотрим мы на окружающий мир, настороженно знакомимся с долгожданным
зятем, который оказывается вдвое старше дочери и ровесником самому
Роману. Мы переживаем вместе с героем весь процесс узнавания и
познавания нового человека, привязываемся к этому новому родственнику и
уже боимся вместе с Романом, как бы зять не бросил «нас», не ушёл из
семьи, не стал вновь чужим…
И ещё одна грань в творчестве В. Герасина привлекает.
Как раз в эти дни на страницах «Литературной газеты» идёт дискуссия под
названием «Начинается с публицистики?», где обсуждается вопрос о
значении публицистического элемента в художественных произведениях. Так
вот, многие участники дискуссии приходят к единому мнению, что
публицистика, приёмы документалистики делают художественную прозу
значимее, интереснее, актуальнее. Именно это достоинство и есть в
рассказах В. Герасина. Его публицистичность — в выборе злободневных
тем, в исследовании художественными методами актуальных вопросов
сегодняшнего дня, нашей повседневной жизни.
Думаю, этот тезис даже и доказывать подробно не нужно.
Достаточно читателям вспомнить содержание таких рассказов из сборника,
как «Свидание с Волгой», «Час туда — час обратно», «Костёр на снегу»,
«Падежи», «Угловы», да и, наверное, всех остальных. Темы, которые
волнуют В. Герасина — долг перед родной землей, «малой родиной»,
преемственность поколений, моральный облик современного молодого
человека, честность в жизни и в работе… Одним словом, писатель
старается реалистически изобразить сегодняшнюю жизнь, осмыслить её, и
эти его творческие устремления обязательно должны вызвать и вызывают
отклик и сочувствие, сопереживание у читателя…
Это — об основных достоинствах сборника. Теперь — о
некоторых недостатках. Неудачными мне представляются два рассказа из
шестнадцати. А это довольно много. Я имею в виду рассказы «Изба с краю»
и «Суматоха». Особенно первый из них. Надуманность сюжета, такое
несвойственное манере В. Герасина навязывание морали, искусственное и
насильственное со стороны автора перерождение героя «Избы с краю» из
мелкого хапуги и трусливого подлеца в страдающего «философа» — всё это
просто удивляет. И — вот закон творчества! — как раз в этих двух вещах
наиболее сильно и открыто проступают и стилистические огрехи писателя.
Встретишь, к примеру, словечки «натурнул», «залешкала», «изулючило»,
или то, как герой рассказа в воспоминаниях своих родных и любимых мать
с бабушкой называет «бабёнками», — и невольно чтение от удивления
прервёшь.
В рассказе «Изба с краю» есть просто поразительные
перлы, свидетельствующие о нежизненности, надуманности, вымученности
вещи. «А вечером, уже лёжа в постели, Сенечкин, не замечая этого,
плакал, роняя слёзы в темноту». Подобную «беллетристику» высмеивал ещё
А. П. Чехов. Как это, позвольте, человек обливается слезами и вдруг не
замечает этого? И как можно ронять слёзы в темноту? Для этого герой
должен был хотя бы свеситься с кровати, да и то будет нелепость…
Короче, хотелось бы посоветовать В. Герасину почаще
перечитывать свои рассказы «Изба с краю» и «Суматоха» (встречаются
слабости и в других вещах, но не такие явные), чтобы подобного больше
не писать. Ведь внимание читателей к его творчеству привлекли и
привлекают такие хорошие произведения, как «О чём ты, подруга?..», «Мы
с зятем», «Час туда — час обратно», ряд других. Побольше бы подобных
рассказов. Такое пожелание хочется высказать Виктору Герасину в конце
заметок о его новом сборнике.
Главное для писателя — вести свою борозду на
литературной пашне.
/1986/
_____________________
«Тамбовская правда»,
1986, 9 июля. |