Дебют прозаика
У каждого тамбовчанина-книголюба имеется, наверное,
отдельная полка в домашней библиотеке, где собирает он произведения
земляков. Только что на этой полке появилась небольшая книжка в голубой
мягкой обложке — «Дипломная практика» Валерия Аршанского. Первый
сборник прозы журналиста из Мичуринска, выпущенный
Центрально-Чернозёмным издательством, включает в себя две повести.
Интересно знакомство с новым для себя автором начинать с
произведения, название которого вынесено на обложку. Естественно
предположить, что писатель сам считает его наиболее удачным и типичным
для своего творчества. Повесть «Дипломная практика» читается с
интересом. По форме она представляет собой в основном лирическую
исповедь молодой девушки Полины Стрепетовой в виде отрывков из её
дневника и писем к любимому парню. Полина заканчивает строительный
техникум и проходит дипломную практику на стройке. В повествовании
художественными средствами показывается, как наивная беспомощная
девчонка, столкнувшись с жизнью, буквально в считанные дни взрослеет,
начинает чувствовать ответственность за всё, что происходит вокруг.
В одной из последних записей дневника героиня пишет: «…
именно за эти два последних месяца переступила я порог во взрослый мир
и вошла в ту таинственную пору самостоятельности, которая раньше
виделась мне только через узенькую щёлочку собственного жизненного
опыта». Полину начинают волновать уже такие, например, проблемы: как
избавиться на стройке от летунов и пьяниц? Почему в том же техникуме не
учат будущих мастеров и прорабов общению с людьми, обращению с
подчинёнными?..
Автору удалось как бы перевоплотиться в свою юную
героиню, показать её ещё не устоявшийся, формирующийся характер,
подстроиться под манеру и тон подросткового голоса и языка
практикантки. Глазами Полины мы видим профессию строителя, будни
современной стройки. Привлекает в «Дипломной практике» и то, что
чувствуется любовь автора к своей героине, потому и получилась она
такой достоверной, живой. Полина признаётся в дневнике: «Я теперь
понимаю, что значит для людей литературы и искусства вдохновение».
Повесть «Дипломная практика», представляется, создана как раз по
вдохновению, потому и достоинств в ней оказалось больше, чем
недостатков.
К последним можно отнести некоторые мелочи смыслового
плана. Например, Стрепетова наблюдает, как «рабочие длинными
арматурными стержнями прошуровывают бетонное месиво, заставляя его
плотно-плотно забивать всё тело деревянной опалубки». Наверное, только
сам бетон можно назвать «телом» конструкции, а опалубка — это, скорее,
её «одежда». И не совсем понятны сетования в этой сцене героини на
отсутствие механизации в работе бетонщиков. Куда же, интересно,
подевались электровибраторы, которыми уплотняют бетон на любой и каждой
стройке по крайней мере последние двадцать лет? В другом месте повести
название вальса «Фрюлингскиндер» переводится героиней (автором?) как
«Друзья весны», хотя «киндер» по-немецки значит дети, а не друзья.
Впрочем, подобных мелочей не так уж много в «Дипломной практике».
К более серьёзным просчётам автора надо отнести
неубедительность поведения Полины, когда она написала заявление в
прокуратуру на бригадира Дацко, что, дескать, тот посягнул на её
«девическую честь»… Трудно поверить, что юная героиня по своей воле, а
не по воле автора пила весь вечер с Дацко, пошла к нему чуть ли не
ночью в холостяцкую комнату, спровоцировав его тем самым на «бурное
объяснение в любви», закончившееся, кстати, для неё счастливым побегом,
а затем сумела перешагнуть через девический стыд и обратилась в
прокуратуру с просьбой наказать «злодея».
Но в общем, повторяю, повесть, написанная в так
называемом «молодёжном» русле современной прозы, должна понравиться
многим читателям.
«Последняя трасса» — более уязвимое в критическом плане
произведение. Нет в повести выдержанности стиля, она загромождена сухим
газетным языком. «Секретарь парторганизации СУ-14 в тот день с глубоким
обоснованием актуальной темы делился на городском семинаре партийных
вожаков опытом мобилизации коллектива газостроителей на выполнение
встречного плана и повышенных социалистических обязательств». Или ещё:
«На десятки тысяч километров растянулась по стране кровеносная
энергетическая система. И всё равно трубопроводный транспорт далеко не
исчерпал себя: топливная энергетика — повышенная гарантия
бесперебойного снабжения углеводородным сырьём индустриальных районов».
Правда, автор иногда словно вспоминает, что пишет он не
газетную передовицу, а художественное произведение, и пытается внести в
язык повести стилистическую живинку. Появляются словечки типа «кранты»,
«ишачить» или вычурные красивости вроде «нахальная длань» (рука),
«рыдван из скорбного ряда» (старая машина), «поощрения шли по целевому
назначению — в местный продовольственный магазин со штампом на чеках
“гастрономия”…» (премии пропивались) и т. д., и т. п. Такой небрежный и
безликий язык мешает, конечно же, восприятию повести.
Вызывает недоумение и образ главного героя —
прораба-газостроителя Ламтюгина. Именно его попытался В. Аршанский
вылепить объёмно, колоритно и, не в пример прочим персонажам
(обрисованным схематично и бегло), — запоминающимся своими
экстравагантностями. Каков же собой Ламтюгин? Если Полина Стрепетова из
«Дипломной практики» только начинает путь строителя, то Ламтюгин его
заканчивает: в повести он строит свою последнюю трассу и уже хлопочет о
пенсии. С одной стороны, он — опытнейший строитель трасс, передовик
производства, умелый и авторитетный руководитель. С другой — в
отношениях с начальством бравирует подростковой ершистостью, а в
отношении подчинённых одобряет «педагогические приёмы» бригадира
Болдина, который любил беседовать с нарушителями дисциплины за
вагончиком. После подобных бесед провинившийся ходил трезвым, однако «с
лиловым подглазьем или фиолетовым ухом». Но самое поразительное то, что
сам Ламтюгин не прочь выпить по случаю и без случая: упоминания об
этом, как само собой разумеющемся, разбросаны по всей повести. Больше
того, Ламтюгин, оказывается, ещё и любитель женского пола, и не только
является двоеженцем в полном смысле слова, но и посягает при случае на
жену ближнего своего — того же бригадира Болдина. Прибавим ещё умение
Ламтюгина петь задушевно сентиментальные песни и крепко выражаться,
широту натуры в отношении, например, денег и стремление к славе
победителя в соцсоревновании двух участков чуть ли не любой ценой…
Все мы знаем, что человек сложен, что в нём уживается
плохое с хорошим, и открытия здесь В. Аршанский не делает. Но внове то,
что можно, оказывается, живописать своего героя, так сказать, с
холодным сердцем, не чувствуя к нему ни любви, ни ненависти, смешивая в
его образе плохое и хорошее без всякой цели. Потому Ламтюгин как
литературный герой получился непонятным. Непонятным прежде всего
потому, что не ощущается авторского к нему отношения. В финале повести
он, автор, «приговаривает» своего противоречивого героя без какого-либо
смысла к смерти через сердечный приступ, но это не более как
литературный приём развязки. На похоронах один из персонажей
констатирует, что смерть для Ламтюгина — «лучшее искупление всех его
грехов», но это воспринимается ненужным пустословием: надо же что-то
сказать о герое, к которому равнодушен, «под занавес»…
Впрочем, стоит ли так подробно доказывать, что первая
книга В. Аршанского оставляет двойственное впечатление? Повесть
«Дипломная практика» можно отнести к творческим удачам автора, повесть
же «Последняя трасса» — к неудачам. Читатели вправе надеяться, что
следующий сборник начинающего прозаика из Мичуринска будет содержать
произведения пусть и не бесспорные по существу, но более совершенные и
отделанные в художественном отношении. А то, что у читателей обеспечен
интерес к книгам В. Аршанского, можно не сомневаться, ведь
производственная тематика — это своеобразная целина в творчестве
тамбовских прозаиков
/1984/
_____________________
«Тамбовская правда»,
1984, 29 июля. |