Николай Наседкин


ЛИТЕРАТУРНАЯ КРИТИКА

РЕЦЕНЗИИ


Обложка

Дорожные были

В заснеженном ночном поле невдалеке друг от друга застряли две грузовые машины. Водитель одной из них обнаруживает, что его товарищем по несчастью волею судьбы стал человек, с которым ушла любимая женщина. Так что же, бросить его, пьяного и беспомощного, одного в степи, обречь на смерть, или спасти?

Вот такая нравственная коллизия положена в основу сюжета рассказа Виктора Герасина «Костёр на снегу», который дал заглавие новому сборнику (Воронеж, 1984) произведений прозаика из Котовска. Читатели, знакомые с творчеством В. Герасина, знают, что для него характерна драматичность описываемых событий. Притом, экстремальные ситуации писатель находит, так сказать, в обыденной жизни.

Возьмём повесть «Рыжий», занимающую большую часть сборника. На первый взгляд, какая же трагедия в том, что человек уходит на заслуженный отдых? Но для главного героя, водителя ЗИЛа Мити Тяглова жизнь без любимой работы теряет всякий смысл. Конфликт повести замешан на том, что Митя пробует бороться против попытки «списать его в тираж», и конфликтует он, что самое интересное, не с врагами заклятыми, а с товарищами по работе. В конце концов сам Митя понимает, что «поезд его ушёл», здоровье уже не то, да и дорогу молодым уступать надо. Финал произведения, в общем-то, оптимистичен: герой повести везёт домой на машине из роддома внука Митю, который, очень даже может быть, станет в будущем водителем. Жизнь продолжается!

И хотелось бы особое внимание читателя обратить на такой авторский прием: повествование хотя и ведётся в третьем лице, но и одновременно — через внутреннее «я» героя. Потому-то шестидесятилетний герой воспринимается нами не седовласым Дмитрием, а действительно — Митей, полным сил и юношеского задора человеком. Эх, ещё бы глаза не устали от многолетнего напряжённого всматривания в дорогу впереди колёс своей машины!

В последнее время в текущей советской критике идёт горячий спор о положительном герое наших дней и его месте в жизни и литературе. Так вот, мне кажется, водитель Митя Тяглов является в полном смысле слова героем положительным и в то же время жизненным, не выдуманным, действительно существующим. Впрочем, подобных образов в прозе В. Герасина немало. Это и Николай из уже упоминавшегося рассказа «Костёр на снегу», и Петя-маленький, хорошо известный читателям нашей газеты по произведению «Петя-маленький и инспектор», и Матвей («Мигугу»), и Павел («Долгое эхо»). Одним словом, такое пристальное внимание В. Герасина к проблеме положительного героя наших дней заслуживает всяческого уважения. Ещё надо сказать, что большинство персонажей книги «Костёр на снегу» по профессии шофёры. Это обстоятельство придаёт своеобразную цельность сборнику. И, несмотря на всю его художественность, беллетристичность, сборник можно было бы озаглавить — «Дорожные были», потому что в повествованиях о случаях из жизни водителей большегрузных машин проглядывает настоящая жизненная правда.

В конце рецензии принято упоминать о недостатках новой книги, просчётах автора. На этот раз хотелось бы удержаться от подобной практики: автор, как выяснилось из разговора с ним, прекрасно знает слабые стороны сборника «Костёр на снегу», а читатель, если обнаружит их, убедится: недостатки эти ни в коем случае не умаляют значительные и доминирующие достоинства новых произведений В. Герасина.

Скоро в московском издательстве «Современник» должен выйти сборник произведений прозаика из Котовска. Будем ждать новой встречи с его творчеством

/1984/
_____________________
«Комсомольское знамя», 1984, 20 июля.










© Наседкин Николай Николаевич, 2001


^ Наверх


Написать автору Facebook  ВКонтакте  Twitter  Одноклассники



<Рейтинг@Mail.ru