Праздник прощания с игрушками
В Центрально-чернозёмном издательстве вышла новая книга
тамбовского прозаика Александра Акулинина «Праздник прощания с
игрушками». В сборник вошли десять рассказов и повесть «Горька идёт за
отцом».
Почти все эти произведения уже были ранее знакомы
читателям. Публиковались они на страницах областных газет, в журнале
«Подъём», а повесть «Горька идёт за отцом» входила уже в сборник А.
Акулинина «Московские гостинцы», который был издан также в Воронеже
несколько лет назад. Таким образом, можно смело утверждать, что
произведения эти выдержали испытание временем, выдержали строгий суд
читателей. Хотя, скажу сразу, хотелось бы в очередных книгах видеть
побольше новых, ещё неизвестных вещей автора, узнавать с каждым
сборником его творчество всё более в полном объёме.
Александр Акулинин как писатель принадлежит, конечно, к
так называемому «деревенскому» отделу нашей литературы. В центре его
творческого внимания — проблемы села, деревенские жители, их характеры
и судьбы, русская природа. Герои его, как можно заметить, «прописаны» в
одной конкретной местности и не только на Тамбовщине, а даже в одном
каком-то небольшом сельце, которое, по-видимому, является «малой
родиной» и самого автора.
Кстати, большинство произведений в сборнике объединены
не только местом действия, но и общими персонажами, сквозным образом
героя-рассказчика, вспоминающего свои детские годы, или, уже взрослым,
приезжающим в родные места. На основе таких рассказов, как: «Жёлуди»,
«Тихий полёт неубитой дрофы», «Похороны Кузьмичихи», «Песня для Юльки»
и некоторых других, вполне можно было бы написать целую
«воспоминательную» повесть. И почему бы А. Акулинину не воспользоваться
этой возможностью?
Впрочем, писателю самому решать, как распорядиться
накопленным жизненным материалом. Мы же, читатели, видим уже результат.
Есть в сборнике, естественно, как плюсы, так и минусы. К достоинствам
следует отнести темы, поднимаемые А. Акулининым, «За последние лет
пятнадцать-двадцать деревенька наша сильно поредела, поистаяла»
(«Праздник прощания с игрушками»). Эта проблема — так называемых
неперспективных сёл и деревень — остро волнует автора, не раз и не два
возвращается он к ней в своём творчестве. Или: «— Почитай, годков пять
у нас в деревне всё помирают да помирают, и никто не родится… Да и
родить-то некому…» («Песня для Юльки»). Почему у нынешней молодёжи так
непрочны корни, связывающие их с родным домом? Почему так равнодушны
они к земле, на которой родились?.. Над вопросами этими бьётся вся
текущая «деревенская» проза. Вносит свою лепту и А. Акулинин.
Есть у тамбовского писателя и свой почерк. Язык и стиль
его произведений своеобычен, индивидуален. Только вот не всегда
срабатывает у него чувство меры при работе над словом. Особенно грешат
диалектической вычурностью и сконструированными фразами рассказы
«Тыквенные семечки» и «Федька Коготь». Например, «обныковенно»,
«шиндрыгать», «кошки в дыбошки» и подобные этим выражения вряд ли
украшают русский язык вообще и прозу писателя в частности. Пусть даже
говорят это герои, но ведь не всё пишется так, как слышится.
И ещё хотелось бы предостеречь А. Акулинина от излишней
«чувствительности» и некоторой доли надуманности в отдельных эпизодах
своих произведений. В повести «Горька идёт за отцом» (в целом очень
интересной) целый пласт сюжета связан с тем, что не хватает у женщин и
детей сил отцепить пса — отец, не вернувшийся с войны, в своё время
«перестарался, видно, жестковат барабанчик выковал». И никому якобы
(так автору нужно!) не приходит в голову просто взять и расстегнуть
ошейник на бедной собаке. Не верится и в то, что человек способен
«корчиться от смеха», услышав незамысловатую частушку. Многие герои А.
Акулинина любят всплакнуть при любом мало-мальски пригодном случае…
Как известно, нет предела в творческом самосовершенстве.
Будем верить, что А. Акулинин будет расти как писатель от произведения
к произведению, будет строже относиться к собственному творчеству,
стремиться к лаконизму (кстати, рассказы из сборника «Праздник прощания
с игрушками» публиковались на газетных страницах в сокращенном виде, и
ещё вопрос — не выиграли ли они от этого?).
Сейчас, как уже знают читатели нашей газеты, прозаик
работает над историческим романом о зарождении Тамбова. Значит,
предстоит новая и, хочется верить, приятная встреча с его творчеством.
/1984/
_____________________
«Комсомольское
знамя»,
1984, 13 мая. |