Двойной дебют
Две книжки участника VII Всесоюзного совещания молодых
писателей Николая Старченко вышли одновременно в Туле и Москве. И в
аннотациях к каждой сказано, что книжка эта — первая в творческой
биографии автора. Сборник «Будет день», изданный в серии «Библиотека
журнала ЦК ВЛКСМ “Молодая гвардия”», является как бы частью, разделом
более обширной по содержанию книги «Черёмуховые холода». И здесь, надо
думать, при отборе произведений основным параметром было показать
всесоюзному читателю своеобычность Н. Старченко, самое характерное в
его творчестве. Сразу бросается в глаза, что прозаик стремится к
подчёркнутому лаконизму и психологической насыщенности в своих
произведениях. Они занимают страничку, много — две в книжке
небольшого формата. Сам автор определяет эти небольшие вещи по жанру
как рассказы. В большинстве случаев трудно с этим согласиться. Скорее,
их можно назвать миниатюрами, лирическими зарисовками. Автор достигает
глубокого психологизма скупыми средствами. Вот, к примеру, миниатюра
«Коса в городе». Молодой горожанин, выросший в деревне, увидел, как
старик косит в парке траву. Герой рассказа попросил косу и «вспомнил
молодость». Вечером снова спешит в парк, к одобрившему его крестьянскую
хватку деду.
«— Как работка? Нужен помощник? — спросил я бодро,
по-свойски.
А старик, даже не взглянув в мою сторону, неожиданно
грубо оборвал:
— Да отвяжитесь вы от меня! Весь день как палкой по
макушке: “Дай покосить, дай покосить…”! Цирк тут, что ли?»
Ностальгия недавних горожан по прежней деревенской жизни
— тема многих произведений сегодняшней литературы. Н. Старченко сумел
написать рассказ-эпизод, рассказ-настроение, в котором через
лаконичный, двумя-тремя штрихами показ душевного состояния персонажей
по-своему раскрыл тему.
Но следует сказать, что молодому прозаику порой изменяет
чувство меры. В результате появляются из-под его пера
сентиментально-надуманные строки. К примеру: «Сиреневый воздух так
зримо переливался, так мягко плыл, то холодя, то согревая, так звенел
сверху донизу многоголосой песней, что казался живым» (рассказ «Тёплый
день»). Или откровенно нравоучительные и также надуманные зарисовки
вроде «Берёзы», где герой мучается из-за разлуки с посаженным им
когда-то деревом до «острой тоски» и «тягучей немоты»…
Более полное представление о творческих возможностях Н.
Старченко даёт, конечно же, сборник «Черёмуховые холода». В общем-то,
московская книжка «Будет день» получилась несколько однообразной.
Лирические миниатюры, составившие её, объединённые одним настроением
светлой грусти об ушедшей деревенской юности, слишком схожи между собой.
А вот в сборнике «Черёмуховые холода» есть рассказы,
именно рассказы, которые дают основание предполагать, что Н. Старченко
не остановится в творческом росте, когда иссякнет «воспоминательный»
источник. В первую очередь я говорю о рассказе «Володька Петраков».
Прозаик показывает здесь героя, его облик, характер, рисует его жизнь
уверенными мазками, создаёт живой, запоминающийся образ. Мужик,
которому уже за сорок, имеющий жену и детей, продолжает оставаться для
односельчан Володькой. Пьяница, дебошир и баламут, этот деревенский
пастух оказывается под пристальным писательским взглядом не таким уж
одномерным и трафаретным. Есть в Петракове душа, есть у него чувства, и
вообще он, как и каждый человек на земле, носит в себе целый мир,
который надо только суметь разглядеть за внешней оболочкой
бесшабашности, попытаться понять, почему этот человек страдает, почему
несчастлив.
В заключение хочется пожелать молодому писателю более
строгого отношения ко всему, что выйдет из-под его пера, более
требовательного отбора своих произведений для публикации в новых
книгах. Не стоило, наверное, в сборник «Черёмуховые холода» включать
газетные очерки.
Первые книги Н. Старченко найдут своих читателей, но,
как правильно заметил в аннотации к одной из них Вячеслав Горбачёв,
«это означает ещё и то, что следующая их встреча окажется куда более
серьёзной проверкой для молодого писателя».
/1984/
_____________________
«Литературная
Россия»,
1984, 2 марта. |