Печать искренности
Повесть Светозара Барченко «По ту сторону солнца» из
сборника «Семь недель до рассвета» (М.: Советский писатель, 1983) — о
детях. О детях, оставшихся без родителей, о детдомовцах.
Дети в войну взрослели быстро. Эту истину, уже ставшую
аксиомой, С. Барченко ещё раз подтверждает, показывая жизнь и характеры
мальчишек военной поры. Особенно наглядно проявляется это в образе
Славки Комова — Комочка, как кличут его приятели-«уркаганы». Выписан он
наиболее выпукло, живо и психологически полно.
Впрочем, не менее живым и реальным предстаёт в
произведении ещё один обитатель детского дома — Валька Шур.
Экстремальная ситуация, созданная войной, заставила героев повести — и
юных, и взрослых — показать истинное своё лицо, проявить свой подлинный
характер. Шурёнок — это то, что называем мы отрицательным персонажем.
Если до войны, в мирное время, он как-то маскировался и даже числился
«хорошим мальчиком», то в дни опасности он сбросил личину и показал
истинную свою сущность — сущность волчонка. Лишь бы выжил я — таков
закон Вальки Шура. И он выжил. Как и Славка Комочек.
И здесь хочется поспорить с автором. В начале повести мы
знакомимся уже со взрослым Комовым, а в финале — с сегодняшним Шуром.
Оба они стали журналистами: первый — корреспондентом центральной
газеты, второй — редактором областной. Оба, как говорится, уважаемые
люди, идеологические работники, формируют души других. Так вот, нелепой
гибелью Комова в авиакатастрофе автор, как мне кажется, сместил
акценты. Что же получается: шуры не только выживают, делают карьеру, но
и остаются жить чуть ли не вечно?..
Кроме повести, в сборник вошло пять рассказов. Главную
проблему, которую исследует в них С. Барченко, можно обозначить,
перефразировав название первого рассказа так: «Дела семейные».
Совершенно чуждыми, непонятными и даже презираемыми, стали заботы и
жизнь деревенских родителей для студентки Наташи («Дела домашние»).
Мучается герой рассказа «Дождь» Тихон Ильич, пытаясь разобраться в
своих отношениях с женой. Словно лучик света в дождливый день проглянет
на мгновение прежнее чувство к ней, но — надолго ли? Несчастливы
супруги Самошниковы («И был вечер, и было утро»), оставшиеся близкими
людьми лишь формально. Самошников давно бы уже ушёл от жены, но от
решительного шага его удерживает дочурка и «не любовь, конечно, нет, —
какая уж там любовь! — а нечто похожее на дальние отзвуки той
восторженной юношеской влюблённости, которая владела им в первые месяцы
после женитьбы».
Многим из нас, читателей, воссозданные писателем
жизненные коллизии покажутся знакомыми, во многих героях его рассказов
мы легко узнаем себя, своих знакомых. В этом и ценность книги С.
Барченко, что она заставит не одного человека задуматься над тем,
правильно ли он живёт, нельзя ли что-нибудь поправить в ненормальных
взаимоотношениях с родными и близкими, не от него ли это зависит?..
…В аннотации к новому сборнику Светозара Барченко «Семь
недель до рассвета» сказано, что его проза, «отмеченная печатью
искренности и высокого морального счёта к человеческим делам и
помыслам, приобрела уже своих ценителей». Немного выспренно, но,
по-моему, точно.
/1983/
_____________________
«Литературная
Россия»,
1983, 26 августа. |