Единым взглядом
Имя
Александра Панкова часто встречалось на газетных полосах, в журналах и
коллективных сборниках. «Вечное и злободневное» (М.: Сов. писатель,
1981) — первая книга молодого критика. Её характерная черта, на мой
взгляд, — аналитичность подхода к разбираемым произведениям и широта
охвата текущих явлений литературы. Дело не в количестве и «качестве»
писательских имен, упоминаемых в работе (хотя автор и затрагивает
творчество очень многих современных советских писателей), а в
способности так соединять в разборе совсем разные произведения, так
проводить параллели и связующие нити между различными писателями, чтобы
в результате получился цельный и полный диагноз состояния литературы:
что её беспокоит? Чем и как она дышит?
«Точкой
опоры» для А. Панкова в анализе современной литературы послужила
проблема художественного конфликта, что помогло найти точки
соприкосновения различных проблемно-тематических «линий прозы». Хотя
автор предупредил, что не ставил своей задачей разработку теории
конфликта (это дело литературоведов), однако в первых двух главах он
уделяет немало страниц теоретическому анализу категории «конфликт». И
это неизбежно, потому что первые разделы в архитектонике книги
выполняют роль фундамента — на него прочно опираются остальные главы.
В
разделе «О пользе системности» А. Панков резонно замечает, что «о
своеобразии литературного момента можно и нужно судить не только по
непосредственному источнику — прозе, но и по источнику опосредованному
— критике». Анализируя работы последних лет Ф. Кузнецова, А. Бочарова,
В. Оскоцкого и других известных мастеров критики, их молодой коллега
словно делает подступ к собственной сольной партии. Он обращается в
большинстве случаев к тем произведениям, и критическим, и
беллетристическим, которые близки ему по духу и содержанию.
И
произведений таких много. Так, обращаясь к «производственной тематике»
в главе «Человек и его работа», автор включает в круг своего внимания
десятки романов и повестей — от «Битвы в пути» Г. Николаевой до «Места
действия» А. Проханова, а в главе «Летопись подвига» рассматривает, в
сущности, все значительные военные повести и романы 1960-70-х годов. В
одних случаях он кратко («Сашка» В. Кондратьева), в других подробно и
обстоятельно («Пойти и не вернуться» В. Быкова) исследует ткань
произведения, даёт аналитическую трактовку сюжета и образов героев. А в
результате из этих больших и малых критических эссе складывается
довольно полное и красочное мозаичное панно — сегодняшняя «военная
проза»,.
Автор
подметил главную тенденцию литературы о войне — всё большее углубление
психологизма в повествовании и выход таких новых по интонации
произведений, которые просто не могли появиться сразу после войны, как,
например. «Живи и помни» В. Распутина или «Каратели» А. Адамовича. А.
Панков пишет, что «военная проза» последних десятилетий шла по пути
анализа всё более сложных обстоятельств и ситуаций, в которые ставила
людей война, нащупывала многосторонние связи между внешними действиями
героев и их внутренним миром.
В
главе «Современник на рандеву», посвящённой семейно-бытовой теме, теме
любви, — А. Панков тонко подметил, что мы далеко не часто наблюдаем,
чтобы характер героя и конкретные, индивидуальные проблемы его
существования воссоздавались как нечто слитное и глубоко зависимое от
общей жизни, её строения и развития её борьбы и исканий. Но наша
литература последних лет знает немало удачных книг о любви, и это
показывает критик, обращаясь к произведениям С. Залыгина, Г. Семёнова,
В. Белова, Л. Жуховицкого и других прозаиков.
Как
известно, в буржуазном искусстве стало модным утверждать, что любви
больше нет, она давно умерла, а на смену ей явился секс. Это
утверждение начисто отметает советская литература. Любовь — по-прежнему
одно из самых сложных, самых сильных человеческих чувств. Счастливая и
несчастливая, разделённая и безнадёжная, сжигающая и согревающая,
ожидаемая и уходящая — она есть. Вот главная мысль книг советских
прозаиков о любви, рассмотренных критиком.
А.
Панков касается в «Вечном и злободневном» ещё некоторых вопросов,
волнующих писателей («детская тема», «тема мещанства» и т. д.). Критик
также включил в сборник статьи о творчестве отдельных прозаиков — Ю.
Бондарева, В. Шукшина, К. Симонова, Н. Думбадзе и Э. Ветемаа.
Несмотря
на солидный объём книги, читать её легко, потому что интересно.
Единственное, в чём можно упрекнуть автора, — в чрезмерном, что ли,
пристрастии к положительным сторонам текущего литературного процесса.
Он увидел отдельные недостатки только в романе И. Маркелова «Перед
ликом своим», в повести А. Ткаченко «Завтрак из клеёнчатой сумки» и ещё
двух-трёх из проанализированных произведений (а их — десятки!). Любой
читатель согласится, я думаю, что у нас, увы, ещё на каждый хороший
роман приходится и два, и три, и пять «разных» На мой взгляд,
профессиональный убедительный разбор явно неудачных произведений
последних лет сделал бы книгу ещё содержательнее и интереснее…
Впрочем,
это зависит от характера, убеждений, темперамента и желаний самого
критика. А. Панков считает, что о состоянии литературного процесса
можно в целом судить по его возвышенностям и вершинам. Во всяком случае
книга это доказывает.
/1982/
_____________________
«Литературная
Россия»,
1982, 16 апреля. |