Пламенная юность
Все произведения Юлиана Семёнова сразу находят путь к
читателям. Герои писателя — герои в полном смысле этого слова: люди
волевые, сильные духом, готовые пожертвовать жизнью за правое дело.
Таков ставший легендарным Исаев-Штирлиц из романа «Альтернатива», таков
наш современник Костенко из повести «Огарева, 6», таковы и многие
другие. И ещё одна черта роднит всех главных героев Ю. Семёнова — они
люди опасных профессий: разведчики, следователи, милиционеры…
Кинематограф недаром с первых же книг Ю. Семёнова
обратил внимание на творчество писателя. Умение построить
остродраматический, динамичный сюжет, ёмкие «сценичные» диалоги, покров
тайны — всё это так и просится на экран, и теперь трудно представить
советское кино без детективных и героико-приключенческих фильмов,
снятых по сценариям Ю. Семёнова. И если персонажи — сотрудники милиции
или разведчики, то в кадре обязательно мелькнёт портрет Ф. Э.
Дзержинского. Кому, как не Ю. Семёнову, должен быть близок и понятен
этот человек, которого многие его герои считают своим учителем. И так
естественно, что именно Ю. Семёнов написал роман о чекисте номер один.
Жизнь Феликса Эдмундовича Дзержинского — каждодневный
подвиг во имя революции. Ближайший соратник В. И. Ленина. Председатель
Всероссийской Чрезвычайной Комиссии. Народный комиссар путей сообщения.
Председатель Комиссии при ВЦИК по улучшению жизни детей. Усталый
человек, с тонким лицом, усами и бородкой, он выглядит пожилым, хотя не
дожил и до пятидесяти. В его глазах светятся ум, бесстрашие, воля и ещё
нечто такое, за что называли его «Железным Феликсом»,
Юлиан Семёнов решил воссоздать малоизвестный период
жизни пламенного революционера, период, когда в горниле непримиримой
смертельной борьбы с самодержавием окончательно закалился его характер.
Известно, что перед Дзержинским, который родился в
небогатой семье польских шляхтичей, стояла альтернатива, как и перед
каждым человеком из «общества»: либо пробиваться вверх — к богатству,
знатности, довольству; либо сознательно пойти «вниз» — к народу, к
борьбе. Уже к восемнадцати годам он твёрдо выбрал свой путь и вступил в
социал-демократическую организацию и, более того, примкнул к её левому
крылу. В двадцать лет — первый арест и ссылка. Побег. Снова борьба.
В 1900 году, на изломе двух веков, его за участие в
сходке рабочих снова арестовывают, держат два года в цитадели и ссылают
на край света — в Вилюйск. В дороге из-за болезни (в двадцать с
небольшим лет — чахотка!) жандармерия «посострадала» юноше и оставила
его в Верхоленске…
Вот в этот тяжёлый для Дзержинского момент мы и
встречаемся с ним на страницах выдвинутого на соискание Государственной
премии СССР романа-хроники «Горение». Сломлен? Смирился?.. Нет! Всё
приготовлено к дерзкому побегу. Рядом — товарищ по ссылке Сладкопевцев,
вдвоём горы можно своротить. Всё продумано до мельчайших подробностей.
И смелость приводит к победе. Свобода! Свобода для новой борьбы.
Перед писателем стояла сложнейшая задача — воссоздать
жизнь выдающегося человека, чуть ли не час за часом на протяжении
нескольких лет. Воссоздать его облик, характер. Кроме того, в романе
есть и другие исторические деятели, изображать которых большая
ответственность для художника, — Владимир Ильич Ленин, Надежда
Константиновна Крупская, Роза Люксембург…
Юлиан Семёнов, всегда тяготевший к документализму, в
«Горении» ещё более подчёркнуто и часто следует за документом. В романе
использованы десятки архивных материалов: личная переписка царя Николая
с кайзером Вильгельмом, донесения по инстанции жандармов всех рангов,
переписка Дзержинского со своей сестрой Альдоной…
Писатель умело использует эти исторические материалы:
сталкивает их между собой, выстраивает в последовательные цепочки,
дополняет комментарием, и в результате чувствуется дыхание эпохи,
ощущается ритм времени. Кстати, надо сказать, что значительную роль
Юлиан Семёнов отводит графическому виду текста — разные по размеру и по
плотности шрифты словно задают темп восприятия, подчёркивают
напряжённость того времени.
Автор не торопится сразу дать словесный портрет своего
героя. Он показывает Дзержинского в действии, в движении, добавляя
время от времени детальку-две к его облику и характеру, и постепенно
перед читателем вырисовывается живой образ «пана Юзефа» — так в
большинстве случаев звали его товарищи по подполью. Как много видится
вот за такими скупыми, строками:
«На людях кашлять совестился — боялся кровохарканья —
это всегда вызывало эмоции окружающих, которые он не переносил: в общем
сострадании есть нечто унижающее, жалость обязана быть скрытой,
женственной, что ли, тогда только она не расслабляет, а, наоборот,
помогает не сломаться, выжить».
Очень характерен эпизод, к примеру, когда Дзержинский во
главе группы товарищей по СДКПиЛ (Социал-демократия Королевства
Польского и Литвы) собирается на вооруженное столкновение с врагами, И
вдруг в последний момент он признаётся смущённо, что не умеет…
обращаться с наганом. Он всегда был против террора, и оружие ему было
не нужно. Теперь же настало время смертельной схватки. Шёл 1905 год.
Стержень второй книги романа — IV (Объединительный)
съезд РСДРП. Первая встреча Дзержинского с Лениным, первая русская
революция — все эти события нашли отражение в романе.
Особенно важны страницы, посвящённые Владимиру Ильичу
Ленину и его речи на съезде. Именно в тот период и свела жизнь Феликса
Эдмундовича с Владимиром Ильичём, тогда и началась их совместная
борьба, их многолетняя дружба.
В книге много убедительных персонажей не только
революционеров — товарищей Дзержинского по партии и борьбе, — но и их
врагов, слуг царизма. Некоторые из них, такие, как Турчанинов, со
временем умом и сердцем понимали, на чьей стороне историческая правда,
и переходили в лагерь подпольщиков. Другие, как шеф варшавской охранки
полковник Попов и его помощник ротмистр Сушков, так до конца и
оставались палачами революционеров. Враг был ещё силён.
Это прекрасно понимал Дзержинский, Он постоянно
предостерегал товарищей от излишней самоуверенности, от недооценки
противника. Он знал, как тяжела ещё впереди борьба.
«Горение» — ёмко назвал книгу Юлиан Семёнов, обозначив
этим сущность и смысл жизни Ф. Э. Дзержинского. Не случайно и жанровое
определение повествования — роман-хроника. Шаг за шагом проследил автор
горение человека, с самых юных лет вступившего на путь борьбы за
счастье трудового народа. Здоровье и жизнь Дзержинского сгорают в этой
борьбе, но от этого горения, от горения его товарищей уже занималось
великое пламя революции.
Он ради этого жил.
/1981/
_____________________
«Литературная
Россия»,
1981, 9 октября. |