Смех остаётся в строю
Дмитрий Молдавский известен как один из компетентнейших
знатоков русской фольклористики, а ещё конкретнее — фольклора
сатирического. Исследования и статьи, составляющие его новую книгу
«Товарищ смех» (Л.: Лениздат, 1981), написаны в разное время, посвящены
разным писателям, но все они так или иначе связаны с фольклором.
Центральное место в книге несомненно занимает
статья-исследование «Русская народная сатира». В этом фундаментальном,
несмотря на небольшой объём, труде Дм. Молдавский выступает и как
этнограф, и как литературовед. Ещё в 1975 году появилась его книга «За
песней, за сказкой, за одолень-травой» — книга-ларец, в которую автор
собрал уже было исчезавшие сокровища сатирического фольклора. Сейчас,
дополнив кладовую новыми находками, исследователь полно и образно
нарисовал «портреты» различных видов народной сатиры — сказки, былины,
песни, частушки, народного действа и зрелища.
«Среди жанров сатирического фольклора былины и песни
(имея в виду песни и лирические, и обрядовые, и детские) занимают
особое
место. Как известно, песня наиболее широко и полно отражает черты
национального характера».
Исходя из такой обшей предпосылки, Дм. Молдавский далее,
творчески используя опыт прежних этнографов — Ф. Буслаева, А.
Григорьева, А. Балова и других, вводит нас в удивительный эпический мир
народных музыкальных жанров русского сатирического фольклора.
Статья «Русская народная сатира» воспринимается как
своеобразный фундамент для других исследований в книге, посвящённых уже
творчеству советских писателей. Именно использование сатирического
фольклора в произведениях В. Маяковского, М. Шолохова, Л. Соловьёва и
других и есть та проблема, на которой фокусируется внимание
исследователя. Кто хорошо знает творческое наследие Маяковского, тот,
конечно же, согласится с Дм. Молдавским, что «Маяковский редко прибегал
к фольклорным образам в их чистом виде и уж во всяком случае не
создавал из них частокол, защищающий его от современности». Потому-то
большая часть исследования «Маяковский-сатирик и народное творчество» и
посвящена борьбе поэта с вульгаризаторами и «эксплуататорами» русского
фольклора. Как известно, в те годы было не так уж мало в нашей
литературе поэтов, для которых «обращение к устно-поэтическому
творчеству было одной из форм ухода от современности». Маяковский и
устно, и письменно, и языком искусства страстно бичевал таких
«любителей старины».
А вот биографическо-критическая статья о Леониде
Соловьёве. Дм. Молдавский ещё в студенческие годы заинтересовался Л.
Соловьёвым и его творчеством, не раз писал о нём. Вошедшая в книгу
сравнительно небольшая работа (имеющая подзаголовок «По пути писателя и
его героя») — квинтэссенция многолетних изысканий, бесед с родными и
близкими Л. Соловьёва и, главное, с ним самим.
В книге Дм. Молдавского много и других интереснейших
исследований и критических работ. Хотелось бы ещё выделить
«Литературные шаржи» — о советской пародии от А. Архангельского до
мифического Евгения Сазонова. «Наш верный друг — товарищ Смех остаётся
в строю», — заметил Дм. Молдавский, завершая свои интересные и нужные
исследования.
/1981/
_____________________
«Литературная
Россия»,
1981, 7 августа. |