Николай Наседкин


ЛИТЕРАТУРНАЯ КРИТИКА

РЕЦЕНЗИИ


Обложка

«Лаконичность простоты»

В сборнике Алексея Гребёнкина «Зелёное солнце» (М.: Современник, 1981) мало стихов о любви, и в то же время все поэтические строки этой книги пронизаны ею. Тут нет противоречия: действительно, о любви в обычном понимании этого слова, о чувстве к женщине поэт из Перми пишет редко, но всё его творчество наполнено любовью к родной земле, деревне, природе.

Автор говорит только о том, что сам видел, пережил, испытал. Его детство совпало с военным лихолетьем, и горькие слова «разлука», «утрата», «голод» имеют для него особый смысл:



Мы тянулись к хлебушку упрямо.
Я тогда не ведал и не знал.
Что свой хлеб меж нами делит мама,
Верил — заяц из лесу прислал…

У этого поколения рано начиналась самостоятельная жизнь, с детства исчисляется трудовой стаж. А. Гребёнкин работал грузчиком, слесарем, помощником судового механика, получил диплом инженера. Стихотворения «На лесосплаве», «Наставник», «Я сегодня стою на вахте…» — словно вехи на трудовом пути поэта. Может быть, благодаря рабочей закалке он теперь умеет увидеть в труде то главное, значимое, что делает любую, даже самую тяжёлую работу красивой.

Заметно стремление поэта говорить о самом дорогом как можно более лаконично. Редко-редко отдельное стихотворение не уместится на одной страничке небольшой книги. Это явное достоинство — суметь многое выразить в нескольких строках. «Лаконичностью простоты» назвал эту сторону творчества А. Гребёнкина Евгений Пермяк в предисловии к сборнику.

Не все стихи в «Зелёном солнце» удачны, есть и такие, в которых можно расслышать уже известные мотивы, что, однако, на мой взгляд, естественно для начинающего свой путь поэта. Но всё же большинство его стихотворений отличается самобытностью и задушевностью.

Первый сборник в московском издательстве — это свидетельство того, что автором сделан первый серьёзный шаг к мастерству. Дальнейшая поэтическая судьба А. Гребёнкина теперь во многом зависит от того, насколько упорно будет он стремиться к расширению своих творческих горизонтов.

/1981/
_____________________
«Литературная Россия», 1981, 29 мая.










© Наседкин Николай Николаевич, 2001


^ Наверх


Написать автору Facebook  ВКонтакте  Twitter  Одноклассники



Рейтинг@Mail.ru