Сказание о бунте
против жизни
Помните
Постороннего Альбера Камю? Живя среди людей, в гуще жизни, он
пытался смотреть на неё со стороны. Вернее, не пытался, а действительно
смотрел. И хотя сознание его сохранило до конца дистанцию между «Я» и
текущей жизнью, бренная оболочка была вынуждена подчиниться оковам
общества. Вполне отстраниться от жизни, от общества удалось когда-то
только Робинзону Крузо, да и то против его воли, да и то только от
цивилизованного общества, да и то — не навсегда. Жить в обществе и быть
независимым от него нельзя — это закон жизни. Взбунтоваться против него
попробовал заглавный герой повести Ю. Балтушиса «Сказание о Юзасе».
Импульсивность
— главная особенность характера литовского крестьянина
Юзаса. Он сначала сделает, потом подумает: зачем я это сделал? Но ни
шагу назад уже не шагнёт. Вот так и решил он, сразу, вдруг, на свадьбе
своей любимой Винцюне с ненавистным ему соперником — уйти из жизни.
Нет, он не кончает самоубийством (может, потому, что в голову не
пришло), он просто уходит со свадьбы, а потом и из села — на глухое
отдалённое болото.
Он
словно доказать и родным и всем людям хотел — и без вас проживу: не
нужны мне ни ваша любовь, ни ваша дружба, ни ваше уважение, ни ваша
помощь, ни вы сами… И ведь доказал вроде бы, на первый взгляд.
Действительно, своими руками, собственным горбом он обеспечил себе
райское житьё: разве только птичьего молока не имел, а так дом не дом,
а — полная чаша. Наловчился до того, что зерно сам молол и хлеб
вкуснейший выпекал. В самых редких случаях спускался с высоты
одиночества к людям — за керосином и железом, да продать на базаре
излишки своего изобильного «царства». И даже взгляда лишнего не бросал
за границы родного болота — а что там в мире, в жизни делается?.. Не
нужно ему было это.
Зато
миру он оказался нужен. Жизнь в Литве 1920-40-х годов била бурным
ключом и брызги долетали до «необитаемого островка» Юзаса. И приходится
бедному Юзасу, любителю спокойной жизни, то против властей бунтовать,
отказываясь платить налоги, то прятать у себя кулацкого выродка и
будущего фашистского полицая — сына всю жизнь любимой Винцюне, то
спасать, рискуя жизнью, от фашистов еврейскую семью, то помогать
партизанам… Больше того, он произвольно и непроизвольно начинает
распоряжаться чужими жизнями: из-за него кончает с собой хорошая
девушка Карусёте, он вершит самосуд над Адомелисом, сыном Винцюне,
который, повернись жизнь по-другому, мог бы быть и его сыном…
Она,
жизнь, жестоко отомстила Юзасу за бунт против неё. Не раз на
протяжении этих лет начинал сверлить душу червячок сомнения: так ли он
живёт? А в финале «Сказания о Юзасе» червячок превратился уже в
ядоносную змею, и змея эта ужалила в самое сердце Юзаса — жизнь прожита
совсем-совсем не так. Зря!
И,
мне кажется, когда читатель прочитает произведение Ю. Балтушиса, у
него неизбежно должен возникнуть вопрос: не такие ли юзасы стали
причиной того, что Советская власть пришла в Литву с опозданием на
двадцать лет? Не такие ли «посторонние» позволили задушить в 1919 году
молодую республику и отодвинуть свободу литовского народа ещё на два
десятилетия?
Сложный
вопрос.
/1981/
_____________________
Семинар критики ф-та
журналистики МГУ. |