Злокачественные раковины
Об
одних произведениях хочется говорить только на восклицательных знаках.
О других — вообще говорить не хочется, или коротко констатировать:
мура. Третьим же, наконец, и ярлык такой обидный не приклеишь —
несправедливо будет, но и восклицательные знаки из-под пера не
выплёскиваются, не хватает чего-то. К третьему разряду и можно отнести
повесть Евгения Евтушенко «Ардабиола».
Совершенно
случайно, от рук приблатнённых и подпортвейненных юнцов погибает
хороший, нужный обществу человек. Эта тема не нова в сегодняшней нашей
литературе, вспомним хотя бы повести «Самый последний день» Б.
Васильева или «Возвращение брата» В. Амлинского. Е. Евтушенко заостряет
проблему: его Ардабьев не просто хороший человек, а ещё и гений,
который нашёл-открыл кардинальное средство против рака, а трое
сосунков-хулиганов, польстившись на его джинсы, избивают учёного до
полусмерти и отбивают память. Секрет ардабиолы (лекарства против рака)
Ардабьевым начисто забыт. Спасение человечества отодвинуто ещё на
неопределённый срок. Такова фабульная арматура фантастического
произведения известного поэта.
И
бетон, который заполняет весь объём конструкции-повести, замешан
автором круто и профессионально: налицо динамика повествования, ёмкий,
образный и почти всегда точный язык. Но, увы, оказалось в бетоне
(сравнение, понимаю, тяжеловесное, но, на мой взгляд, убедительное) и
немало предательских раковин.
Первая.
Запрограммированная автором фантастичность абсолютно не нужна. Ну, что
здесь фантастического? То, что действие происходит частично в сентябре
1981 года (а повесть опубликована в мартовском номере «Юности» за
полгода до этого)? Но оно, без ущерба для содержания и смысла могло
происходить в 1979-м, и в 1970-м и любом другом прошедшем году. А
может, всё дело в том, что это растение, ардабиола, вдруг начало ходить
по комнате, стонать и выбрасываться из окна? Но это такой наивняк (от
слова «наивность»), что даже читать неудобно. Или дело в самой
ардабиоле? Но как раз её изобретение воспринимается как полнейшая
реальность, поэтому отнесение повести к жанру фантастических ослабляет
это восприятие, оборачивается минусом. Было бы целесообразнее
обыгрывать подобную «фантастику» так, как, к примеру, Ч. Айтматов в
романе «И дольше века длится день» и усилить этим смысл произведения.
Но
есть в «Ардабиоле» и настоящая фантастика, правда, не предусмотренная
автором, и потому оборачивающаяся второй крупной раковиной.
Фантастично, например, чтобы пассажиры в трамвае, каким бы он ни был
переполненным, слиплись (!) не только плечами (такое бывает), но и
лицами(?!). Не менее фантастично, что отец героя был мобилизован и
воевал на фронте четыре года, ибо, как известно, работники железной
дороги, тем более машинисты (а именно такова профессия отца) имели в
войну бронь. И уж совсем нереально, что встретившаяся случайно
Ардабьеву девушка, только-только перенёсшая операцию аборта у какого-то
подпольного коновала, разъезжает с Ардабьевым в «жигулёнке», пьёт
шампанское, увлечённо интересуется его изобретением, пока, наконец, не
теряет сознание от потери крови…
Третья
раковина. Это — последняя фраза повести. Главный герой, воскликнув: «Я
вспомнил ардабиолу!» — перечёркивает всё произведение жирной чертой.
Стоило ли огород городить? Привинченный пресловутый хэппи-энд словно
успокаивает читателей: не бойтесь, человечество ничего не потеряло от
того, что героя побили по голове.
И
есть ещё несколько раковин поменьше, ракушечек. Для чего, например,
понадобилось Е. Евтушенко «накалывать» одному из героев, слесарю, кошку
с мышкой на ягодицы? Да просто для того, чтобы обыграть потом в диалоге
известную поговорку, чтобы Ардабьев-отец смог сострить: «Тебя жареный
петух куда, в кошку или мышку клюнул?» Стоило ли? Не совсем веришь в
улыбки, которыми встречает гостей на поминки по своему мужу мать
Ардабьева. Трафаретно и силуэтно обрисованы юнцы-грабители, да и
говорят к тому же придуманным ненатуральным языком…
Так
что же, не понравилась мне повесть? Читал взахлёб. (Уж больно тема
актуальная, наболевшая.)
Удовлетворён?
Нет. (По слухам и прочитав первую главу — ожидал большего.)
Кто
виноват? Автор. (Ему бы изобрести ардабиолу, которая смогла бы излечить
его произведение от злокачественных раковин.)
Остаётся
только добавить, что я сознательно опустил в этих заметках все
зглаживающие вкрапления типа «по-моему», «на мой взгляд» и т. п. Ясно и
так, что это моё мнение.
Кто-то
с ним может не согласиться.
/1981/
_____________________
Семинар критики ф-та
журналистики МГУ. |