Без задней мысли…
В
истории литературы известен такой факт — прибегает Некрасов к
Белинскому с первой рукописью молодого Достоевского и восклицает:
—
Новый Гоголь явился!
А
строгий критик восторженному поэту на это:
—
У вас Гоголи-то как грибы растут.
К
счастью, Некрасову не пришлось краснеть за своего протеже — Достоевский
оказался достоин таких рекомендаций. А вдруг бы ошибся поэт?
Рискованно,
ох рискованно представлять новое имя в литературе. С одной стороны, и
подбодрить новичка хочется, но, с другой, так легко переборщить с
маслом, которым, конечно, каши не испортишь, но… Так ли уж редки
аннотации на возвышенных тонах к первым книгам начинающих авторов, в
которых за восклицательными знакам так и слышится: новый Гоголь явился!
Чувствуя себя в такие моменты, может быть, Некрасовым, рекомендатель не
затрудняет себя вопросом: а Достоевского ли он
рекомендует-представляет? Может, он переборщил, и читатель поймёт это?
Во
вступительном слове к дебютному сборнику рассказов воронежского
писателя Сергея Пылёва «И будет ясный день» (Воронеж, 1980) маститый
Юрий Гончаров написал: «Что можно сказать о его прозе? Её питают лучшие
традиции русской реалистической литературы…» Читатель верит Ю.
Гончарову — почему же нельзя сказать? Сказать всё можно. И уже
возникает смутное желание взять, да и прочесть эту книгу, напитанную
лучшими традициями.
Тем
более, что рекомендатель далее убеждает: «Пылёв ни в чём не прибегает к
нарочитой усложнённости, изобличающей сочинённость: и сюжеты, и
словесная ткань его рассказов отличаются простотой, которую хочется
назвать умной…»
Трудно
понять, что подразумевает Ю. Гончаров под нарочитой усложнённостью,
если не замечает её в прозе С. Пылёва. Вот, к примеру, рассказ
«Работящий». На поле бригадира Мохначёва приехали шефы из города
долбить ломами (!) свёклу из мёрзлой земли. Среди них — бывший агроном
этого колхоза Евгений Семёнович Крагин. И вот этот агроном с такой
довольно редкой фамилией вцепился в лом и надолбил за день свёклы нормы
на три. И ни он Мохначёва не узнаёт, ни Мохначёв его (хотя ему уже
объяснили, что это — Крагин) до самого вечера. Автору надо, чтобы герои
не узнавали друг друга до финала рассказа, и они (попрёшь разве
против-то?) не узнают…
В
следующем рассказе, «События межпланетного характера», весь сюжет
держится на том, что старший мастер Егорунин, гуляя по осеннему лесу с
женой, «просто так, без задней мысли, вдруг решил не разговаривать с
Лелькой первым». Без задней мыслей он не разговаривал с супругой
Лелькой день, не разговаривал два, а потом чуть и не изменил ей, всё
так же, без задней мысли, ибо рядом работала Галя, и Галя такая, что
Егорунин «с удовольствием думал об этой смелой хорошей девушке»…
В
«Метеорите» два человека ищут этот самый небесный камушек и, в конце
концов, находят. Только один искал ради наживы, в торой — в интересах
науки. Оба с нормальным зрением, но по воле автора бескорыстный сразу
разглядел, что это «обыкновенный железобетон от опоры», а корыстолюбцу
глаза застит и застит, так он, бедный, до последних строк рассказа
бетон за небесное вещество и принимает…
Да-а-а,
не прибегает молодой автор к нарочитости в сюжетах, точно так же, как и
в словесной ткани, по утверждению Ю. Гончарова. Он пишет нарочито
просто:
«—
Лягушки у тебя там (В банке с молоком. — Н. Н.) нет, хозяйка? —
усмехнулся
Голядин, помятуя, как однажды в Волгограде купил на рынке глечик
молока
с холодушками…» («Чемпион по игре в поддавки»)
«И
думает Катя, что это будет детская забава, а гляди же, Витаха и взмокреет…
Попросит его: — Дай хоть поглядеть, что
ты там накуевдил?..»
(«Несправедливость»)
То
вдруг С. Пылёв сообщит, что его герой носит шапку пятый сезон «и в
хвост и в гриву», то вода в его рассказе вдруг «дерзко блистает»,
то
вообще непонятные слова пойдут, вроде «оклыгать», «затетешкать»,
«чиргигигать», которых и у Даля не найдёшь. Многие
герои С. Пылёва
почему-то любят «строжеть», «становиться строгими», а
многие ещё и
любят «озадачиваться» — то один озадачится, то другой…
Немудрено,
что озадачится иногда и читатель — просто так, без задней мысли.
Этого
озадачивания могло бы и не быть, если бы опытный писатель Ю. Гончаров,
представляя младшего товарища по перу, предупредил, что С. Пылёву есть
ещё над чем поработать, что встречаются у него слабые места,
шероховатости. Притом, С. Пылёва есть за что хвалить, не прибегая к
преувеличениям — отдельные рассказы в сборнике написаны вполне добротно.
И
если в следующем сборнике молодого автора удачных произведений будет
меньше, то не озадачится ли вместе с читателями уже и Ю. Гончаров?
/1980/
_____________________
Для
«Литературной
России». |