Нелетающие дирижабли
Повесть Карена Шахназарова «Молодые дирижабли»,
опубликованная в 8-м номере «Октября» за этот год, — о молодёжи и
рассчитана на молодого читателя. Это очередная попытка современной
литературы подступиться к «мальчику в джинсах» (определение, понятно,
весьма условное), чтобы попытаться понять его суть.
Главные герои произведения или, как их оригинально и не
совсем понятно именует сам автор, — «молодые дирижабли» Юра Стукалов,
Витя Фарсадов и Стас Костенко — типичнейшие представители современной
городской молодёжи. Учатся они в престижном театральном вузе,
разбираются в западной музыке, переполнены скепсисом и юморком,
заджинсованы по моде (правда, у Юры с Витей джинсы одни на двоих) и
балдеют постоянно в фирменном пивбаре «Жигули», подрабатывая на это
якобы разгрузкой вагонов…
Среди этой компании, как Илья Муромец среди богатырей,
заметно выделяется Юра, но не грубой физической силой, нет (хотя при
случае и побивахом одного из приятелей), а — душевной мощью. Автор
откровенно симпатизирует созданному им герою (так и хочется написать —
нашего времени). Юра играючи поступает в институт, играючи — в прямом и
переносном смыслах — учится, да так успешно, что его приглашают на
работу в Центральный театр. Одним словом — талант!
Но и это ещё не всё. Юра подавляет всех своим
благородством и чистотой души. У него есть знакомая Наташа, которая его
кормит, поит и спать укладывает, и у которой он ест, пьёт и с которой
спать укладывается, но (такой уж он честный и невинный!) — тошнит его
от этого. Вот уже три (!) года тошнит. Особенно в последнее время,
потому что «за три года она располнела и подурнела». Наш бедный «Юра
всё чаще ловил себя на мысли, что по утрам ему не хочется смотреть на
неё»…
Самая интригующая линия повести — поиски фиктивной
супруги для Юрика. Чтобы прописаться в Москве. Сам герой вроде бы и не
одобряет сей план своих дружков, но и не отказывается от него, покорно
и даже как-то обречённо поезживая на смотрины «невест». Казалось, уже
ничто не спасёт героя, суждено ему таки плюхнуться в болото обмана,
низости и подлости. Но — авторский «оригинальный» ход, и он встречает
(в общественном транспорте!) ЕЁ, «прелестную фею с васильковыми глазами
и вздёрнутым носиком». Естественно, влюбился. Света (так «фею» зовут),
разумеется, тоже. Притом, у неё есть жилплощадь на Юго-Западе, красота,
как видим, сказочная и почти законченное высшее образование. Не надо и
подличать: женись на этом совершенстве нефиктивно и будь счастлив.
Но под джинсовой курткой нашего Юры бьётся такое
благородное сердце, что после тяжёлой душевной борьбы (о которой автор
не упоминает, но которую вдумчивый читатель может
предположить-домыслить) приходит к Свете в институт, и происходит
примерно такая патетическая сцена:
— За право быть честным надо платить самой звонкой
монетой! — изрекает он, дабы она не подумала, что он из-за жилплощади и
прописки в неё влюбился.
— Ах, не уходи! Я тебя больше жизни люблю! — рыдает она.
— Нет, честность и благородство превыше всего!! —
ответствует он и со слезой во взоре идёт прочь…
Умились, читатель!
Впрочем, я увлёкся. Как увлёкся К. Шахназаров, повествуя
о похождениях своих героев. Любя их, писатель, видимо, не заметил, что
в повести действуют зыбкие тени, выдуманные и неживые (особенно —
Света), и К. Шахназаров не заметил, что пытается выдать за героя
инфантильного юнца, главным достоинством которого является то, что он
не до конца подл…
Может быть, ирония, которая проскальзывает в
повествовании, достаточно усиленная помогла бы писателю чётко
определить авторское отношение к персонажам, сделать их полнокровнее и
жизненнее. Может быть, как раз ирония и могла стать тем летучим
жизненным газом, который наполнил бы оболочки «молодых дирижаблей»,
позволил бы им подняться в высоту.
Увы, этого не произошло. Дирижабли получились
нелетающими.
/1979/
_____________________
Семинар критики ф-та
журналистики МГУ. |