Николай Наседкин


ЛИТЕРАТУРНАЯ КРИТИКА

КНИГИ
ПОРТРЕТЫ
ИНТЕРВЬЮ
ЭССЕ


НАЧАЛО


Обложка

Фантастика делает человека умнее

Начну с того, что пробовал читать тексты сегодняшних фантастов, к примеру, «лучшего» из них Ника Перумова (каждая его новая книга возглавляет список бестселлеров, по крайней мере, — в «Книжном обозрении»): это, я скажу вам, такой ужас! Правда, для подобной «литературы» придумали термин «фэнтези», мы же, надеюсь, разговор ведём о настоящей фантастике — полноценной?

Но и здесь надо сузить рамки. Как известно, слово «фантастика» с греческого означает — искусство воображать. Думаю, под это понятие подойдёт если не вся литература, то уж процентов восемьдесят — точно. А такие произведения, как «Нос» Гоголя, «Сон смешного человека» Достоевского, «Путешествия Гулливера» Свифта, «Кентавр» Апдайка — уж точно фантастические, однако ж массовый читатель их таковыми вовсе не считает.

Что же касается «чистой» фантастики (думаю, умный поймёт, о чём речь), то среди тех тысяч книг, что я прочитал-одолел в своей жизни, было, думаю, пару сотен и фантастических. Естественно, весь Жюль Верн (кто ж в детстве его не читал!), из наших — Владимир Обручев с его «Землёй Санникова» и «Плутонией», практически весь Иван Ефремов, естественно, Александр Беляев, «Человека-амфибию» которого я до сих пор считаю одним из лучших романов в этом жанре. Можно надо мной смеяться, но в своё время (лет этак в 17) я буквально залпом проглотил не только «Гиперболоид инженера Гарина», но и «революционную» «Аэлиту» Алексея Толстого. Но самое неизгладимое впечатление на меня произвели в пору юности романы Герберта Уэллса: «Человек-невидимка», «Война миров», «Машина времени»…

Думаю, понятно, что мне ближе, так сказать, реалистическая фантастика или, выражаясь словами того же Достоевского, вещи, написанные в духе «фантастического реализма». И в этом плане лично для меня мастер из мастеров — Михаил Афанасьевич Булгаков. Помню, его поразительную повесть «Собачье сердце» мне удалось прочесть ещё в конце 1970-х, когда я учился в МГУ, и за чтение её в то время можно было запросто вылететь из университета. Уже позже, в «демократические» времена, проглотил, а потом и перечитал не раз и «Дьяволиаду», и «Роковые яйца», не говоря уж о «Мастере и Маргарите».

Добавлю, что я и сам в своём творчестве иногда пытаюсь подпустить «реалистической фантастики». Таких произведений наберётся у меня на целый томик: к примеру, повесть «Прототипы», рассказы «Супервратарь», «Тварь», «Муравьи» и некоторые другие, где происходят как бы сверхъестественные события, но подано это так, словно случается подобное каждый день и с любым из нас. Недавно я закончил целый роман в данном жанре и данной стилистике, называется «Меня любит Джулия Робертс».

Закончу тем, что если не писать фантастику, то уж читать её обязательно надо. Хотя бы в юном возрасте. Фантастика раздвигает границы привычного мира, развивает воображение и, в конце концов, делает человека умнее. Это я так скромно о собственном опыте говорю.

/2004/
_____________________
«Новости», 2004, 25 августа.










© Наседкин Николай Николаевич, 2001


^ Наверх


Написать автору Facebook ВКонтакте Twitter Одноклассники



Рейтинг@Mail.ru