Фантастика делает человека умнее
Начну с того, что пробовал читать тексты сегодняшних
фантастов, к примеру, «лучшего» из них Ника Перумова (каждая его новая
книга возглавляет список бестселлеров, по крайней мере, — в «Книжном
обозрении»): это, я скажу вам, такой ужас! Правда, для подобной
«литературы» придумали термин «фэнтези», мы же, надеюсь, разговор ведём
о настоящей фантастике — полноценной?
Но и здесь надо сузить рамки. Как известно, слово
«фантастика» с греческого означает — искусство воображать. Думаю, под
это понятие подойдёт если не вся литература, то уж процентов
восемьдесят — точно. А такие произведения, как «Нос» Гоголя, «Сон
смешного человека» Достоевского, «Путешествия Гулливера» Свифта,
«Кентавр» Апдайка — уж точно фантастические, однако ж массовый читатель
их таковыми вовсе не считает.
Что же касается «чистой» фантастики (думаю, умный
поймёт, о чём речь), то среди тех тысяч книг, что я прочитал-одолел в
своей жизни, было, думаю, пару сотен и фантастических. Естественно,
весь Жюль Верн (кто ж в детстве его не читал!), из наших — Владимир
Обручев с его «Землёй Санникова» и «Плутонией», практически весь Иван
Ефремов, естественно, Александр Беляев, «Человека-амфибию» которого я
до сих пор считаю одним из лучших романов в этом жанре. Можно надо мной
смеяться, но в своё время (лет этак в 17) я буквально залпом проглотил
не только «Гиперболоид инженера Гарина», но и «революционную» «Аэлиту»
Алексея Толстого. Но самое неизгладимое впечатление на меня произвели в
пору юности романы Герберта Уэллса: «Человек-невидимка», «Война миров»,
«Машина времени»…
Думаю, понятно, что мне ближе, так сказать,
реалистическая фантастика или, выражаясь словами того же Достоевского,
вещи, написанные в духе «фантастического реализма». И в этом плане
лично для меня мастер из мастеров — Михаил Афанасьевич Булгаков. Помню,
его поразительную повесть «Собачье сердце» мне удалось прочесть ещё в
конце 1970-х, когда я учился в МГУ, и за чтение её в то время можно
было запросто вылететь из университета. Уже позже, в «демократические»
времена, проглотил, а потом и перечитал не раз и «Дьяволиаду», и
«Роковые яйца», не говоря уж о «Мастере и Маргарите».
Добавлю, что я и сам в своём творчестве иногда пытаюсь
подпустить «реалистической фантастики». Таких произведений наберётся у
меня на целый томик: к примеру, повесть «Прототипы», рассказы
«Супервратарь», «Тварь», «Муравьи» и некоторые другие, где происходят
как бы сверхъестественные события, но подано это так, словно случается
подобное каждый день и с любым из нас. Недавно я закончил целый роман в
данном жанре и данной стилистике, называется «Меня любит Джулия
Робертс».
Закончу тем, что если не писать фантастику, то уж читать
её обязательно надо. Хотя бы в юном возрасте. Фантастика раздвигает
границы привычного мира, развивает воображение и, в конце концов,
делает человека умнее. Это я так скромно о собственном опыте говорю.
/2004/
_____________________
«Новости», 2004, 25
августа.
|